Положение о безналичных расчетах в РФ, утверждено ЦБ РФ 03.10.2002г. №2п в редакции от 11.06.2004г.
3.1. Порядок открытия расчетного счета.
В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажи готовой продукции, выполнением различных финансовых обязательств, таких как платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских кредитов и тому подобное. Указанные расчеты осуществляются в безналичном порядке, т.е. перечислением денежных средств через учреждения банка с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя. Банк контролирует операции, совершаемые на расчетном счете, в частности проверяет кассовый лимит, проверяют лимит расчетов наличными между юридическими лицами и другие вопросы.
Для открытия расчетного счета предприятие предоставляет в учреждение банка следующие документы:
1. заявление на открытие расчетного счета;
2. копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
|
|
3. справку из налогового органа о регистрации в качестве налогоплательщика (о постановке на налоговый учет);
4. справку о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в гос.внебюджетные фонды (о постановке на учет в Пенсионном Фонде, в Фонде социального страхования и в Фондах обязательного медицинского страхования);
5. документ, удостоверяющий полномочия руководителя (выписка из протокола собрания учредителей о назначении директора предприятия);
6. копию приказа о назначении главного бухгалтера;
7. карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия, заверенную нотариально.
Согласно Налоговому Кодексу РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии, либо закрытии счета в учреждении банка (ст. 118 НК РФ).
Открытому расчетному счету присваивается номер, в соответствии с банковским планом счетов, который указывается во всех документах, в которых отражается движение денежных средств на расчетном счете. Порядок совершения и оформления операций на расчетном счете регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями, положениями ЦБ РФ. Право подписи на банковских документах принадлежит руководителю предприятия, либо его заместителю или главному бухгалтеру. Предприятие при наличии филиалов и представительств может открывать расчетные и текущие счета по месту нахождения филиалов, при этом предприятие обязано сообщить в налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая обязанность возлагается на учреждения банка, в которых открывается счет.
|
|
Списание средств с расчетного счета организацией производится в порядке календарной очередности поступления платежно-расчетных документов. Существую некоторые приоритеты: в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам, затем по платежным документам на перечисление платежей в бюджет и гос.внебюджетные фонды, затем перечисляются средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по другим денежным требованиям.
3.2. Документальное оформление операций по расчетному счету.
Все операции по расчетному счету банк проводит с согласия владельца расчетного счета и по его распоряжению, поэтому взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируются:
- перечень услуг банка;
- тарифы комиссионных вознаграждений за услуги;
- сроки обработки платежных документов;
- условия размещения средств;
- права, обязанности и ответственность сторон, и другие положения.
Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию на основании денежного чека, который представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в чеке сумму наличных денег с его расчетного счета. предприятие получает чековые книжки в обслуживающем его банке. Чек заполняется от руки, указывается сумма, дата, сведения о назначении получаемой суммы (на оплату труда). Также указывается наименование получателя денег, чек подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия, исправления не допускаются.
Наличные деньги банк принимает на расчетный счет по объявлению на взнос наличными, которое заполняется в 1 экземпляре. Квитанция от объявления на взнос наличными выдается на руки лицу, внесшему деньги (кассиру), и прикладывается к расходному кассовому ордеру.
Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений и платежных требований, которые составляются в 3 или 4 экземплярах в зависимости от платежа, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия, либо их заместителями, заверяются печатью. Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение предприятия на списание денег с его расчетного счета и зачисление их на счет получателя, выписывает предприятие-плательщик. Платежное требование – это требование поставщика к покупателю по оплате покупателем денежных сумм за товары, работы, услуги, выписывает предприятие-получатель. Применяется только по товарным операциям. Списание денежных средств с расчетного счета может производиться только по распоряжению клиента, без его согласия списание делается по решению суда или в случаях установленных законодательством или предусмотренных договором между банком и клиентом.
3.3. Бухгалтерская проводка выписок банка.
Обо всех изменениях на расчетном счете банк извещает клиента выписками из расчетного счета. В выписке показываются все поступления и списания с расчетного счета, а также остаток денежных средств на начало и конец дня. выписка банка применяется наоборот, т.е. остатки средств на расчетном счете в выписке отражены по кредиту, зачисление средств на расчетный счет по кредиту, а списание по дебету. Бухгалтер обрабатывая выписку банка должен об этом помнить. Кроме того, бухгалтер, проверяя выписку банка, устанавливает соответствие между указанными в ней суммами и приложенными оправдательными документами. Приложенные документы нумеруются. Бухгалтер, проверяя выписку, проставляет корреспонденцию счетов справа от соответствующих сумм и порядковые номера оправдательных документов слева от соответствующих сумм.
|
|
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета». По дебету 51 счета отражается поступление средств на расчетный счет и заполняется ведомость №2, по кредиту 51 счета – списание средств с расчетного счета и заполняется журнал-ордер №2. Ведомость и журнал-ордер заполняются на основании выписок банка. Аналитический учет по счету 51 ведут по каждому открытому счету.
3.4. Корреспонденция счетов по счету 51 «Расчетные счета»
№ | Содержание операции | Dт | Кт |
Внесены наличные средства на р/счет по объявлению на взнос наличными | |||
Зачислены платежи от покупателей и заказчиков | |||
Зачислены платежи от разных дебиторов | |||
Зачислены взносы учредителей в уставный капитал | 75.1 | ||
Ошибочно зачислены средства на р/счет | 76.2 | ||
Выдано наличными с р/счета по чеку | |||
Перечислены платежи поставщикам и подрядчикам | |||
Перечислено разным кредиторам | |||
Перечислена зарплата на лицевые счета работников | |||
Перечислены налоги в бюджет и ЕСН во внебюджетные фонды |