Учет операций по расчетному счету

Положение о безналичных расчетах в РФ, утверждено ЦБ РФ 03.10.2002г. №2п в редакции от 11.06.2004г.

3.1. Порядок открытия расчетного счета.

В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажи готовой продукции, выполнением различных финансовых обязательств, таких как платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских кредитов и тому подобное. Указанные расчеты осуществляются в безналичном порядке, т.е. перечислением денежных средств через учреждения банка с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя. Банк контролирует операции, совершаемые на расчетном счете, в частности проверяет кассовый лимит, проверяют лимит расчетов наличными между юридическими лицами и другие вопросы.

Для открытия расчетного счета предприятие предоставляет в учреждение банка следующие документы:

1. заявление на открытие расчетного счета;

2. копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

3. справку из налогового органа о регистрации в качестве налогоплательщика (о постановке на налоговый учет);

4. справку о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в гос.внебюджетные фонды (о постановке на учет в Пенсионном Фонде, в Фонде социального страхования и в Фондах обязательного медицинского страхования);

5. документ, удостоверяющий полномочия руководителя (выписка из протокола собрания учредителей о назначении директора предприятия);

6. копию приказа о назначении главного бухгалтера;

7. карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия, заверенную нотариально.

Согласно Налоговому Кодексу РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии, либо закрытии счета в учреждении банка (ст. 118 НК РФ).

Открытому расчетному счету присваивается номер, в соответствии с банковским планом счетов, который указывается во всех документах, в которых отражается движение денежных средств на расчетном счете. Порядок совершения и оформления операций на расчетном счете регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями, положениями ЦБ РФ. Право подписи на банковских документах принадлежит руководителю предприятия, либо его заместителю или главному бухгалтеру. Предприятие при наличии филиалов и представительств может открывать расчетные и текущие счета по месту нахождения филиалов, при этом предприятие обязано сообщить в налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая обязанность возлагается на учреждения банка, в которых открывается счет.

Списание средств с расчетного счета организацией производится в порядке календарной очередности поступления платежно-расчетных документов. Существую некоторые приоритеты: в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам, затем по платежным документам на перечисление платежей в бюджет и гос.внебюджетные фонды, затем перечисляются средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по другим денежным требованиям.

3.2. Документальное оформление операций по расчетному счету.

Все операции по расчетному счету банк проводит с согласия владельца расчетного счета и по его распоряжению, поэтому взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируются:

- перечень услуг банка;

- тарифы комиссионных вознаграждений за услуги;

- сроки обработки платежных документов;

- условия размещения средств;

- права, обязанности и ответственность сторон, и другие положения.

Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию на основании денежного чека, который представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в чеке сумму наличных денег с его расчетного счета. предприятие получает чековые книжки в обслуживающем его банке. Чек заполняется от руки, указывается сумма, дата, сведения о назначении получаемой суммы (на оплату труда). Также указывается наименование получателя денег, чек подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия, исправления не допускаются.

Наличные деньги банк принимает на расчетный счет по объявлению на взнос наличными, которое заполняется в 1 экземпляре. Квитанция от объявления на взнос наличными выдается на руки лицу, внесшему деньги (кассиру), и прикладывается к расходному кассовому ордеру.

Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений и платежных требований, которые составляются в 3 или 4 экземплярах в зависимости от платежа, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия, либо их заместителями, заверяются печатью. Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение предприятия на списание денег с его расчетного счета и зачисление их на счет получателя, выписывает предприятие-плательщик. Платежное требование – это требование поставщика к покупателю по оплате покупателем денежных сумм за товары, работы, услуги, выписывает предприятие-получатель. Применяется только по товарным операциям. Списание денежных средств с расчетного счета может производиться только по распоряжению клиента, без его согласия списание делается по решению суда или в случаях установленных законодательством или предусмотренных договором между банком и клиентом.

3.3. Бухгалтерская проводка выписок банка.

Обо всех изменениях на расчетном счете банк извещает клиента выписками из расчетного счета. В выписке показываются все поступления и списания с расчетного счета, а также остаток денежных средств на начало и конец дня. выписка банка применяется наоборот, т.е. остатки средств на расчетном счете в выписке отражены по кредиту, зачисление средств на расчетный счет по кредиту, а списание по дебету. Бухгалтер обрабатывая выписку банка должен об этом помнить. Кроме того, бухгалтер, проверяя выписку банка, устанавливает соответствие между указанными в ней суммами и приложенными оправдательными документами. Приложенные документы нумеруются. Бухгалтер, проверяя выписку, проставляет корреспонденцию счетов справа от соответствующих сумм и порядковые номера оправдательных документов слева от соответствующих сумм.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета». По дебету 51 счета отражается поступление средств на расчетный счет и заполняется ведомость №2, по кредиту 51 счета – списание средств с расчетного счета и заполняется журнал-ордер №2. Ведомость и журнал-ордер заполняются на основании выписок банка. Аналитический учет по счету 51 ведут по каждому открытому счету.

3.4. Корреспонденция счетов по счету 51 «Расчетные счета»

Содержание операции Кт
  Внесены наличные средства на р/счет по объявлению на взнос наличными    
  Зачислены платежи от покупателей и заказчиков    
  Зачислены платежи от разных дебиторов    
  Зачислены взносы учредителей в уставный капитал   75.1
  Ошибочно зачислены средства на р/счет   76.2
  Выдано наличными с р/счета по чеку    
  Перечислены платежи поставщикам и подрядчикам    
  Перечислено разным кредиторам    
  Перечислена зарплата на лицевые счета работников    
  Перечислены налоги в бюджет и ЕСН во внебюджетные фонды    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: