Тема 8 основы учетно-операционной работы в банках

Пассивные операции заключаются в привлечении денежных средств населения и хозяйствующих субъектов в распоряжение банка. Способами привлечения средств являются прием вкладов, а также получение межбанковских кредитов и выпуск долговых ценных бумаг. Данные операции являются для банков платными, так как им приходится платить проценты по вкладам, кредитам, ценным бумагам. Пассивными эти операции называются, так как привлеченные в результате их проведения средства отражаются в пассиве бухгалтерского баланса.

Активные операции заключаются в размещении привлеченных средств для получения дохода. Основным способом размещения является предоставление кредитов населению, хозяйствующим субъектам (в том числе, другим банкам) и государству. Кроме того, практикуется инвестирование в ценные бумаги, драгоценные металлы и валютные ценности. Доход по данным операциям формируется в виде процентов по кредитам; дивидендов, дисконтов и процентов по ценным бумагам; прироста курсовой стоимости активов. Активными эти операции называются, так как направления размещения средств отражены в активе бухгалтерского баланса.

Расчетно-кассовые операции заключаются в осуществлении расчетов и переводов по поручению клиентов, в обслуживании наличного денежного обращения, в проведении валютно-обменных операций. Многие из таких операций (например, безналичные расчеты) являются обязанностью банка и не приносят ему доходов. Получаемое в этом случае вознаграждение необходимо на покрытие расходов банка, связанных с проведением этих операций.

Кроме трех вышеназванных групп операций банки оказывают клиентам различные сопутствующие услуги – прочие финансовые операции. К их числу можно отнести финансовое посредничество на рынках ценных бумаг и драгоценных металлов, хранение ценностей, доверительное управление имуществом. Комиссионные и иные вознаграждения, получаемые банками при осуществлении этой деятельности, дают банкам дополнительный доход.

Прибыль банка формируется главным образом в виде разницы между доходами, полученными по активным операциям и расходами, произведенными по пассивным операциям.

То, что банк работает в основном на чужих деньгах, аккумулируемых на принципах возвратности, делает банковскую деятельность деятельностью повышенного коммерческого риска. Одновременно, если учитывать число клиентов банка, то можно сделать вывод о необходимости дополнительных гарантий надежности банков. Вышеуказанные причины обуславливают наличие особого правового статуса банков. Это выражается в специальном банковском законодательстве, в лицензировании и государственном регулировании банковской деятельности, создании механизмов страхования банковских рисков.

Действующий в современной редакции Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 2 декабря 1990 г. № 395-I (далее – Закон о банках) в качестве основного звена банковской системы называет кредитные организации. Данный термин применяется с февраля 1996 г.

Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции.

Таким образом, отличительным (родовым) признаком кредитной организации, как финансово-кредитного института является выполнение банковских операций, перечень которых определяется законодательством. Однако круг операций проводимых кредитными организациями не ограничивается банковскими операциями, о чем будет сказано ниже. Следовательно, можно ввести более широкое понятие банковская деятельность – банковские операции и другие сделки, разрешенные законодательством для кредитных организаций. К последним следует отнести банковские сделки и деятельность банков на рынке ценных бумаг.

Банковские операции представляют собой сделки, являющиеся исключительным предметом деятельности кредитных организаций на основании лицензии Центрального банка. В соответствии со статьей 5 Закона о банках к ним относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на определенный срок (депозитные операции);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет (активные операции);

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам (безналичные расчеты);

5) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов за исключением почтовых переводов (банковские переводы);

6) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (кассовые операции);

7) купля-продажа наличной и безналичной иностранной валюты;

8) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

9) выдача банковских гарантий.

С 2006 года коммерческим организациям, которые не являются кредитными, разрешено осуществлять прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при наличии соответствующих договоров между ними и кредитными организациями, а также между кредитными организациями и поставщиками этих услуг.

Кроме вышеперечисленных операций кредитная организация вправе осуществлять банковские сделки. Банковские сделки – сделки, осуществление которых не требует для кредитной организации наличия специального разрешения (даже, если это разрешение необходимо для других лиц). Они перечислены в той же статье 5 Закона о банках:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинговые операции);

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции);

4) операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (депозитарные ячейки);

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте.

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять следующие операции с ценными бумагами:

1) выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;

2) доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять некоторые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – брокерскую, дилерскую, депозитарную и управление ценными бумагами. На указанные виды деятельности требуется получение специальной лицензии в ФСФР.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Статьей 15.26 КоАП устанавливается административная ответственность за осуществление кредитной организацией данных видов деятельности.

Кредитная организация по специально заключаемому на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами бюджетов и расчеты с ними и обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Договор должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

7.3. Организационно-правовые основы деятельности кредитных организаций

Кредитные организации отличаются друг от друга в зависимости от круга выполняемых ими операций. Наиболее распространенным видом кредитных организаций является банк.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, три вышеназванные операции составляют минимальный набор для получения кредитной организацией статуса банка. На практике существующие банки выполняют одновременно не менее семи банковских операций.

Кредитные организации, получившие право осуществлять лишь отдельные банковские операции носят название небанковских кредитных организаций. Допустимые сочетания банковских операций для них установлены в нормативных актах Банка России. В настоящее время существуют три вида небанковских организаций:

- организация инкассации;

- расчетная небанковская кредитная организация;

- небанковская депозитно-кредитная организация.

Организация инкассации – кредитная организация, которая на основании лицензии вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Данная организация оказывает инкассаторские услуги на договорной основе услуги банкам и их клиентам. Осуществление иных банковских операций для нее не допускается.

Расчетная небанковская кредитная организация (РНКО) – кредитная организация, которая на основании лицензии вправе осуществлять следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц по их банковским счетам.

Дополнительно РНКО может получить лицензию на инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; на операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме; на банковские переводы.

В зависимости от своего функционального назначения РНКО подразделяются на расчетно-клиринговые организации и расчетные организации организованных рынков ценных бумаг (ОРЦБ). Расчетно-клиринговые организации осуществляют межбанковские расчеты, а также расчеты по банковским картам. Расчетные организации ОРЦБ организуют расчеты по сделкам с ценными бумагами, которые проходят через фондовые биржи.

Дополнительно РНКО может получить лицензию на инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; на операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме; на банковские переводы.

Небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО) – кредитная организация, которая на основании лицензии вправе осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (от своего имени и за свой счет);

4) выдача банковских гарантий.

Выполнение иных банковских операций для НДКО запрещено. Кроме того, он не может открывать счета и создавать дочерние организации за рубежом.

Банки может открывать свои обособленные подразделения - представительства и филиалы, а также внутренние структурные подразделения.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не имеет права осуществлять банковские операции. Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией. Филиал имеет отдельный баланс, печать и может открывать счета для проведения операций. Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Кредитная организация (филиал) при условии отсутствия у нее запрета на открытие филиалов вправе открывать внутренние структурные подразделения - дополнительные офисы, операционные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, передвижные пункты кассовых операций, обменные пункты валюты. Внутренние структурные подразделения кредитной организации не могут иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления банковских операций и сделок. Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций. Операционный офис имеет право осуществлять все операции, кроме межбанковских. Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц. Операционные кассы вне кассового узла и передвижные пункты кассовых операций осуществляют кассовое обслуживание физических лиц.

Законодательство допускает создание объединений кредитных организаций. Такие объединения могут создаваться с различными целями, на различный срок и в различных организационных формах. Можно выделить три типа объединений кредитных организаций:

- союзы и ассоциации кредитных организаций;

- банковские группы и холдинги;

- консорциумы.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются на постоянной основе в форме некоммерческих организаций и не осуществляют банковских операций. Цель их создания - защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решение иных совместных задач кредитных организаций. О создании союза или ассоциации кредитных организаций должен быть уведомлен Центральный банк.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций. Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

Коммерческая организация, которая в соответствии с законодательством может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Головная организация банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Другим видом объединений кредитных организаций является консорциум. Консорциум – равноправное объединение кредитных организаций для осуществления совместной банковской деятельности без образования юридического лица. Консорциум создается кредитными организациями для осуществления одной или нескольких взаимосвязанных банковских операций (например, для совместного банковского кредитования) и является временным объединением. Одна кредитная организация может одновременно входить в несколько консорциумов. Деятельность консорциумов не регулируется Центральным банком, если она не приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов участников кредитной организации и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Для банков он составляет 5 млн. евро, для НДКО – 500 тыс. евро, для РНКО – 100 тыс. евро, для организаций инкассации специально не устанавливается.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Центральным банком. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании (реорганизации, ликвидации) кредитных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Центрального банка о соответствующей государственной регистрации. В целях осуществления контрольных и надзорных функций Центральный банк ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Центральный банк принимает решение о регистрации (или об отказе в регистрации) в срок не более 6 месяцев. При этом особое внимание уделяется соответствие квалификационным требованиям кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей. В частности, не допускается замещение этих должностей лицами, которые:

- не имеют высшего юридического или экономического образования и опыта работы в банке;

- имеют судимость за совершение преступлений в сфере экономики;

- совершили в течение последнего года административное правонарушение в области торговли и финансов;

- в отношении которых, в течение последних трех лет Центральный банк предъявлял требование об их отстранении с аналогичной должности.

После получения уведомления о государственной регистрации учредители в течение одного месяца должны оплатить 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации. Подтверждение своевременной, правомерной и полной оплаты уставного капитала кредитной организации является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензирование банковских операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации. В лицензии указываются банковские операции, на проведение которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на банковские операции выдается без ограничения сроков ее действия.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)

3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (только одновременно с предыдущей).

В последствии (не ранее чем через два года) кредитная организация, имеющая устойчивое финансовое положение, соблюдающая нормативы Центрального банка и выполняющая ряд других условий, может расширить деятельность путем получения дополнительных лицензий:

4) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

5) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

Для банков, которые имеют собственный капитал более 100 млн.евро существует возможность получения лицензии на привлечение вкладов физических лиц досрочно.

6) генеральная лицензия.

Генеральная лицензия дает право на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (кроме операций с драгоценными металлами), а также возможность создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Для банков, которые имеют собственный капитал более 100 млн.евро существует возможность получения лицензии на привлечение вкладов физических лиц досрочно.

Законодательство предусматривает ответственность за осуществление банковских операций без лицензии. Так, согласно, статьи 13 Закона о банках, осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Кроме того, Центральный банк вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут уголовную ответственность, предусмотренную статьей 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» или административную ответственность, предусмотренную статьей 14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

7.4. Центральный банк России

Правовое положение Центрального банка закреплено Конституцией Российской Федерации (статья 75) и Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Конституцией установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со статьей 3 Закона о ЦБРФ целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Центральный банк является юридическим лицом. Его уставный капитал составляет 3 млрд. рублей. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом он наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Вместе с тем, получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка, что позволяет отнести его к числу некоммерческих организаций с особой организационно-правовой формой определенной законом о его деятельности.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для реализации поставленных задач, в соответствии со статьей 4 Закона о ЦБРФ, Банк России выполняет следующие основные функции:

- во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления безналичных расчетов;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- осуществляет государственную регистрацию и лицензирование деятельности кредитных организаций;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Центральный Банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он призван осуществлять постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением предусмотренных законом случаев. В то же время, для осуществления своих функций он вправе запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию, требовать по ней разъяснений, предъявлять квалификационные требования к руководителям банков, в определенных случаях получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации.

Для эффективного воздействия на кредитные организации Банк России наделен достаточно широкими полномочиями. В случаях нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний он в праве налагать штрафные санкции, требовать осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, замены руководителей, реорганизации банка, изменять экономические нормативы, запрещать отдельные банковские операции, назначать временную администрацию и отзывать лицензию. Регулирующие и надзорные функции Центрального банка осуществляются через Комитет банковского надзора.

Для достижения своих целей Центральный банк имеет право осуществлять банковские операции и сделки, перечень которых определен в статье 46 Закона о ЦБРФ.

Центральный банк имеет право:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать собственные облигации и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Клиентами Центрального банка преимущественно являются кредитные организации, кроме того, он может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих и служащих Банка России. Центральный банк также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России вправе осуществлять вышеназванные банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Например, согласно статье 23 Закона о ЦБРФ, Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

В силу особого положения Центрального банка существует ряд ограничений его деятельности.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Также он не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, кроме указанных в Законе о ЦБРФ. В настоящее время к их числу относятся Сберегательный банк Российской Федерации и 5 иностранных банков. Банк России также не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих.

Банк России не вправе заниматься торговой и производственной деятельностью, осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций. Пролонгировать предоставленные кредиты Центральный банк может исключительно по решению Совета директоров.

В результате осуществления своей деятельности Центральный банк получает прибыль. Она определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком своих функций. С 1 января 2002 г. Центральный банк является налогоплательщиком и перечисляет налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

После утверждения годовой финансовой отчетности Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. При принятии федерального закона о бюджете норматив отчислений может увеличиваться. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

В состав Центрального банка Российской Федерации входят Национальный банковский совет, органы управления Центрального банка, центральный аппарат, региональные и иные структурные подразделения.

Национальный банковский совет создан в 2002 г. и является коллегиальным органом Центрального банка. Его численность составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания из числа своих членов, трое - Государственной Думой из числа депутатов, трое - Президентом, трое - Правительством Российской Федерации, а также Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета (за исключением последнего) не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

В компетенцию Национального банковского совета входят следующие основные вопросы:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на очередной год общего объема расходов на содержание, пенсионное обеспечение и страхование служащих Банка России, общего объема капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов;

3) назначение главного аудитора Банка России и определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов совета. Все они работают в Центральном банке на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента Российской Федерации) сроком на четыре года. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает отчет о деятельности и годовую финансовую отчетность Банка России;

3) утверждает структуру и перечень должностей служащих Банка России, устанавливает формы и размеры оплаты труда служащих Банка России;

4) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы России;

6) принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монеты Банка России.

Банк России представляет собойединую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные учреждения и другие предприятия, учреждения и организации, (в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

В регионах Российской Федерации параллельно действуют территориальные и полевые учреждения Центрального банка.

Территориальные учреждения Центрального банка являются его филиалами и действуют в одном или нескольких субъектах Федерации. В краях и областях они носят название главных управлений Центрального банка, в республиках именуются национальными банками. Они выполняют функции Центрального банка на соответствующей территории. Территориальные учреждения не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

В структуру территориальных учреждений Центрального Банка в субъектах Федерации входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), мощные вычислительные центры или региональные центры информатизации (РЦИ), а также функциональные управления, отделы и службы.

Полевые учреждения Центрального банка предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений невозможны. Полевые учреждения имеются во всех военных округах, на флотах и в группах войск, в отдельных точках базирования войск, на крупных полигонах и космодромах.

Полевые учреждения Центрального банка являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны. Сотрудники полевых учреждений имеют статус военнослужащих.

В силу особого статуса Банка России его служащие (по определенному перечню) не имеют права работать по совместительству, занимать должности в кредитных и иных организациях, обязаны письменно извещать о приобретении долей (акций) кредитных организаций, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России. Все служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию без разрешения Совета директоров.



8.1 Основные положения бухгалтерского учета в банках

Кредитные организации выполняют целый ряд очень ответственных и важных функций в экономике страны. Базой осуществления расчетной и кредитной работы банков, регулирования денежного обращения и проведения других банковских операций служитучетно-операционная работа, т. е. бухгалтерский учет, система документооборота и контроля за выполняемыми операциями.

В процессе совершения банковских операций происходит отражение движения материальных ценностей, финансовых потоков, формирование фондов денежных средств и их перераспределение. Поэтому информация, получаемая в результате учетно-операционной работы, дает необходимые сведения для регулирования макро- и микроэкономических процессов. Данная информация необходима собственникам и менеджерам банков, клиентам, государственным органам власти и управления для разработки и принятия управленческих решений, выполнения контролирующих и регулирующих функций.

Правовую основу бухгалтерского учета в банках составляют Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете» и Положение ЦБРФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 27.03.2007 № 302-П.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям (руководителям, учредителям, участникам), а также внешним (инвесторам, кредиторам, контролирующим органам);

- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования материальных и финансовых ресурсов;

- выявление резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

- использование данных учета для принятия управленческих решений.

Для реализации задач бухгалтерского учета каждая кредитная организация разрабатывает и утверждаетучетную политику, основанную наПлане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и Правилах ведения бухгалтерского учета. Учетная политика оформляется в виде внутрибанковского нормативного документа. В учетную политику входят:

- рабочий план счетов с характеристикой этих счетов;

- формы первичных учетных документов, которые будут применяться для оформления операций;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- порядок внутрибанковского контроля за совершением операций;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель банка. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер банка.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, других операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Бухгалтерский учет в кредитных организациях строится на следующих принципах:

1) непрерывность учета (учет ведется непрерывно с момента регистрации кредитных организаций до реорганизации или ликвидации);

2) постоянство правил учета (кроме случаев существенных перемен в деятельности банка или правовом механизме, но при этом должна быть обеспечена сопоставимость данных);

3) кассовый метод отражения доходов и расходов (доходы и расходы относятся на счета после фактического получения доходов и совершения расходов);

4) отражение операций в учете в день их совершения (поступления документов);

5) раздельное отражение активов и пассивов (счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде);

6) преемственность входящего баланса (остатки на счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода);

7) приоритет содержания над формой (операции отражаются в учете в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой);

8) открытость (отчетность должна быть понятна пользователю, достоверна и не содержать двусмысленности в отражении операций).

На основании Правил бухгалтерского учета банк разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производится с использованием компьютеров. При этом должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах (принцип двойной записи).

Под учетными регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм. Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. При хранении регистров должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

8.2 Аналитический и синтетический учет в банках.

Банковские счета клиентов

Для текущего учета и группировки однородных банковских операций используются счета бухгалтерского учета. На каждый вид средств и их источников открывается отдельный счет. В зависимости от экономического содержания учитываемых объектов различают активныеи пассивные счета. Активные счета предназначены для учета средств банка по их составу и размещению; пассивные – для учета источников образования по их целевому назначению.

Информация, отраженная на активных и пассивных счетах, по способу ее обобщения и группировки делится на синтетическую и аналитическую. Поэтому банковские операции учитываются в двух разрезах: аналитическом (детализированном) и синтетическом (сводном).

Счета синтетического учета предназначены для отражения состава и движения средств банка и их источников в обобщенном виде и только в денежном выражении. Они служат для формирования отчетных документов и, прежде всего, бухгалтерского баланса. Перечень синтетических (балансовых) счетов, возможных к применению, дается в Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Все балансовые счета объединяются в экономически однородные разделы. Структура ныне действующего Плана счетов бухгалтерского учета (2002) такова:

Группа счетов А (балансовые счета)

Раздел 1. Капитал и фонды

Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

Раздел 3. Межбанковские операции (межбанковские расчеты, межбанковские кредиты и депозиты)

Раздел 4. Операции с клиентами (средства на счетах, депозиты и привлеченные средства, кредиты и размещенные средства)

Раздел 5. Операции с ценными бумагами (вложения в долговые ценные бумаги, вложения в акции, учтенные векселя, выпущенные ценные бумаги)

Раздел 6. Средства и имущество (участие в капиталах, расчеты с дебиторами и кредиторами, имущество, доходы и расходы будущих периодов)

Раздел 7. Результаты деятельности

Группа счетов Б (счета доверительного управления)

Группа счетов В (внебалансовые счета)

Раздел 2. Неоплаченный уставный капитал

Раздел 3. Ценные бумаги

Раздел 4. Расчетные операции и документы

Раздел 5. Кредитные и лизинговые операции

Раздел 6. Задолженность, вынесенная за баланс из-за невозможности взыскания

Группа счетов Г (счета срочных сделок)

Группа счетов Д (счета депо).

Синтетические счета подразделяются на счета первого порядка и счета второго порядка. Счета первого порядка - главные счета синтетического учета обозначаются трехзначным кодом. Счета второго порядка с пятизначным кодом также носят синтетический характер, но более детализируют состояние средств и ресурсов. Например, балансовый счет 407 «Счета негосударственных организаций» подразделяется на четыре счета: 40701 «Счета негосударственных финансовых организаций», 40702 «Счета негосударственных коммерческих организаций», 40703 «Счета негосударственных некоммерческих организаций», 40704 «Специальные избирательные счета». Всего синтетических счетов второго порядка более тысячи двухсот.

В развитие определенного синтетического счета, для получения более детальных, частных сведений об операциях, средствах банка открываются аналитические счета. Состав аналитических счетов, относящихся к каждому синтетическому счету, определяется характером учитываемых ценностей, средств, расчетов, видом операций. Итоги записей по дебету и кредиту в аналитических счетах, объединяемых одним балансовым счетом, представляют собой обороты по этому счету. При этом сальдо конкретного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся.

Например, к балансовому счету 40702 «Счета негосударственных коммерческих организаций» на каждого клиента открывается свой лицевой счет (счет аналитического учета).

Таким образом, для учета активных и пассивных операций, средств клиентов и своих собственных в банках открываются тысячи лицевых счетов. Поэтому для идентификации операций, средств, клиентов используется определенная схема обозначения лицевых счетов и их нумерация. Для нумерации аналитических счетов используется 20 знаков. Порядок кодировки аналитических счетов приведен в Таблице 8.1.

Таблица 8.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: