Тема 6. Международные расчетные и платежные отношения

6.1. Понятие международных расчетов. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок

Международные расчеты — это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи со всеми формами международных экономических отношений между юридическими и физическими лицами разных стран. Международные расчеты включают условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, а также ежедневную практическую деятельность банков по их осуществлению. До 95% международных расчетов осуществляется безналичным путем, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях (банках) и зачетов взаимных требований.

Для осуществления безналичных международных расчетов банки используют либо свои отделения в других странах, либо систему корреспондентских отношений с иностранными банками. Для этого в банках-корреспондентах открываются корреспондентские счета: ЛОРО и НОСТРО. Корреспондентские отношения определяют порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств. Для своевременного и рационального осуществления международных расчетов банки — участники международного финансового рынка обычно поддерживают валютные позиции в иностранных банках-корреспондентах, в валютах, соответствующих по структуре и срокам предстоящим платежам, и проводят политику диверсификации своих валютных резервов. В целях получения более высокой прибыли банки стремятся поддерживать на счетах НОСТРО минимальные остатки, предпочитая размещать валютные активы на мировом финансовом рынке.

В международных расчетах традиционно используются ведущие мировые валюты: в настоящее время доллары, евро, швейцарские франки, английские фунты стерлингов, японские иены. Наиболее сложными во всей системе международных расчетов являются расчеты по торговымм контактам. От выбора форм и условий расчетов по экспортному/импортному контракту зависит скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров обсуждают все детали платежа, а затем закрывают их в контракте. При составлении валютно-финансовых и платежных условий контрактов обычно проявляются противоречия позиций экспортера и импортера: экспортер стремится получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, а импортер заинтересован в выплате минимальной суммы валюты, ускорении получения товара и отсрочке платежа до конечной его реализации. Общие принципы международных расчетов устанавливают межправительственные соглашения, а во внешнеторговых контрактах уже фиксируются конкретные условия: валюта цены, валюта платежа, условия платежа, средства платежа, формы расчетов и банки, через которые эти расчеты будут осуществляться.

Валюта цены и валюта платежа. От выбора валюты цены и валюты платежа (помимо цены товара и ставки процента по кредиту) зависит валютная эффективность сделки. Экспортные и импортные контрактные цены разнообразны. Они зависят от включаемых в них дополнительных расходов по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: путь в порт; хранение в порту; путь за границу; складирование за рубежом; доставка товара импортеру. Существует пять основных способов определения цен товаров.

15. Твердая фиксация цен при заключении контракта, при которой цены не меняются в период его использования (при тенденции к понижению цен).

16. При подписании контракта фиксируется принцип определения цепы (на основе котировок товарных рынков на день поставки), а сама цена устанавливается в процессе исполнения сделки (при тенденции к повышению цен).

17. Цена твердо фиксируется при заключении контракта, но меняется, если рыночная цена изменится в сравнении с контрактной, например, больше чем на 5%.

18. Скользящая цена — в зависимости от изменения элементов издержек, например, при заказе оборудования.

19. Смешанная форма — часть цены фиксируется, часть устанавливается в скользящей форме.

Валюта цены — валюта, в которой определяется цена на товар. При выборе валюты, в которой фиксируется цена товара, большое значение имеют вид товара, условия межправительственных соглашений. Иногда цена контракта указывается в нескольких валютах (в валютной корзине) в целях страхования валютного риска.

Валюта платежа — валюта, в которой должно быть погашено обязательство импортера (заемщика). Если валюта цены обычно фиксируется в наиболее устойчивых валютах, то валюта платежа, как правило, в валюте страны-импортера. Если валюты цены и платежа не совпадают, то в контракте оговаривается курс пересчета одной в другую. В контракте устанавливаются условия пересчета, в частности, устанавливается курс определенного вида платежного перевода; уточняется время корректировки на определенном валютном рынке; оговаривается курс, по которому осуществляется пересчет: обычно это средний курс, иногда курс продавца или покупателя на открытие или закрытие валютной биржи, или курс дня.

Несовпадение валюты цены и валюты платежа — один из простейших методов страхования ваттных рисков. Если курс валюты цены (например, доллара) снижается, то сумма платежа (например, в евро) пропорционально уменьшается, и наоборот. Риск снижения курса валюты цены несет экспортер (кредитор), а риск ее повышения импортер (должник).

Условия платежа — важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них: наличные платежи; расчеты с предоставлением кредита; кредит с опционом (права выбора) наличного платежа.

Наличные платежи — оплата экспортных товаров после их передачи покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта. Платеж осуществляется после прибытия товара в порт против комплекта товароотгрузочных документов: счета-фактуры, страхового сертификата, различных коносаментов (качества, происхождения и пр.) и т.д.

Международные расчеты переплетаются с обменом валют и предоставлением кредита.

6.2.Принципы и формы международных безналичных расчетов

Система международных безналичных расчетов, а также сами международные безналичные расчеты (МЕР) основываются наследующих базовых принципах.

18. Международные безналичные расчеты должны осуществляться с использованием банковских счетов, которые хозяйствующие субъекты открывают в кредитных организациях для учета и хранения денежных средств, а также для осуществления с ними различных операций, в том числе безналичных расчетов.

19. Платежи с банковских счетов производятся исключительно на основании распоряжения или при наличии акцепта (согласия) их владельцев (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством) в порядке установленной очередности платежей.

20. Международные безналичные расчеты осуществляются в пределах остатков денежных средств на банковских счетах, с которых они производятся, если договором банковского счета не предусмотрено иное (например, предоставление овердрафта), т.е. безналичный платеж должен быть обеспечен финансовыми ресурсами банка.

21. Банки не должны вмешиваться в договорные отношения хозяйствующих субъектов, участвующих в безналичных расчетах. Данный принцип подразумевает, что участники международного финансового рынка сами определяют форму международных безналичных расчетов, используемую при проведении расчетов между ними.

22. Срочность платежей регулируется исходя из договорных отношений между участниками расчетов, а также на основании действующих нормативных актов, регулирующих безналичные расчеты в стране. Этот принцип организации МБР предполагает, что платеж должен быть списан со счета плательщика и зачислен на счет получателя средств в четко фиксированные сроки.

23. Обеспеченность платежа предусматривает наличие у плательщика (или у его гаранта) достаточного количества ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денег в случае возникновения каких-либо проблем, связанных с текущим платежом. Принцип обеспеченности платежа создает гарантию платежа, укрепляет в целом платежную дисциплину на мировом финансовом рынке, а также улучшает платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

24. Контроль правильности совершения расчетов и соблюдения установленных законодательством норм и правил со стороны всех участников международных расчетов. Этот принцип связан с принципом имущественной ответственности за соблюдение договорных условий, невыполнение которого влечет за собой возникновение обязательств по уплате неустойки (штрафов, пени), а также по возмещению возникших убытков.

25. Важным принципом безналичных расчетов является то, что списание средств с банковских счетов осуществляется в порядке установленной очередности платежей.

26. Принципом безналичных расчетов является также то, что участники расчетов, исходя из специфики существующих между ними отношений или из особенностей проводимых операций, сами определяют форму расчетов, используемую ими в каждом конкретном случае.

В соответствии с действующей практикой мирового финансового рынка допускаются следующие формы международных безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями: расчеты но инкассо: расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты в иных формах, предусмотренных международными нормами и обычаями, действующими банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам международных безналичных расчетов в современных экономических условиях можно отнести: расчеты с использованием пластиковых карт; клиринг; расчеты дорожными чеками; электронные расчеты.

Учитывая наличие важных особенностей во взаимоотношениях между участниками расчетов, возникающих при использовании той или формы безналичных расчетов, рассмотрим каждую из них, а также порядок проведения возникающих при этом межбанковских расчетов.

Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика, указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение (рис. 17.1) должно содержать обязательные следующие реквизиты:

8) порядковый номер платежного поручения и дату его составления;

9) сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению;

- наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

10) номер банковского счета;

11) наименование банка, в котором открыт данный счет;

12) корреспондентский счет и банковский идентификационный код (ВИК) банка:

13) основание осуществления платежа (назначение платежа).


Рис. 17.1. Порядок проведения расчетов платежными поручениями:

• - возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа

товаров или других ценностей, оказание услуг, иные основания);

• — Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств Получателю; 3 — Банк Плательщика списывает с его банковского

счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку
об исполнении и передает четвертый его экземпляр Плательщику;

3. — Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с подписями и печатью Плательщика и с отметкой об исполнении остается в Банке Плательщика и подшивается в документы дня: 5 — Банк Получателя зачисляет полученные денежные средства на счет Получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах платежного поручения и передает один из них Получателю, а другой подшивает в документы дня

Для осуществления перевода денежных средств с помощью платежного поручения, плательщик должен предоставить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения в количестве, необходимом для проведения расчетов, на первом из которых ставятся подписи и печать плательщика (которые должны совпадать с образцами подписей и печати на банковской карточке). Если платежное поручение предоставляется в банк в течение операционного (банковского) дня, который длится, как правило, с 9.00 до 13.00. то перевод денежных средств по нему осуществляется в тот же день, в ином случае — на следующий рабочий день. При исполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка банка об исполнении с указанием даты, в которую был осуществлен перевод денежных средств. При этом последний экземпляр передается клиенту для отражения операций но списанию денежных средств в его бухгалтерском учете. Кроме того, клиенту предоставляется выписка о движении денежных средств по его счету. В ней указывается следующая информация: наименование клиента и номер его счета; дата, на которую составлена выписка; остаток средств на счете клиента на начало дня; суммы, зачисленные на счет клиента в течение дня. в том числе через кассу; суммы, списанные со счета клиента в течение дня по различным расчетным документам и на иных основаниях; остаток средств на счете клиента па конец дня.

Расчеты по инкассо — это форма безналичных расчетов, при которой клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента (рис. 17.2). В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования.


Рис. 17.2. Порядок проведения расчетов по инкассо;

1 — возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или
иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного
суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.); 2 — Получатель
денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное
требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением
необходимых документов; 3 — Банк Получателя передает все
полученные документы в Банк Плательщика; 4 — Банк Плательщика
уведомляет Плательщика о выставленных на его счет расчетных
документах и передает их Плательщику (только для платежного
требования-поручения); 5 — Плательщик акцептует выставленные
на его счет расчетные документы (только для платежного требования-
поручения); Банк Плательщика списывает со счета Плательщика сумму
платежа; 6 - Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк
Получателя; 7 — Банк Получателя зачисляет полученные
средства на счет Получателя И инкассовое поручение, и платежное требование представляют собой требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

Для осуществления платежа по платежному требованию необходимо, чтобы плательщик акцептовал его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому, при получении платежного требования банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить его плательщику для получения акцепта. При согласии оплатить платежное требование (акцепте) плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта, платежное требование с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «Сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

Если это предусмотрено договором между плательщиком и покупателем (импортером и экспортером), то платеж по платежному требованию может быть произведен без согласия (акцепта) плательщика. Основание для безакцептного списания указывается в платежном требовании.

В отличие от платежного требования, списание средств со счета плательщика (импортера) по инкассовому поручению всегда осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

Аккредитив — это форма безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. В случае если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой международных безналичных расчетов, но поскольку именно эта форма расчетов представляет собой своеобразную гарантию платежа для продавца (экспортера), то во внешнеторговых сделках она используется достаточно часто (рис. 17.3).


Рис. 17.3. Порядок проведения расчетов по покрытому
аккредитиву:

1 — Плательщик и Получатель денежных средств заключают между
собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты
по которому предусматриваются в форме аккредитива;

2 — Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк
(Банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива, на основании
которого Банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие
сумму аккредитива, со счета Плательщика; 3 — Банк-эмитент передает
Исполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива
и переводит ему сумму аккредитива;

4 — Исполняющий банк извещает Получателя денежных средств
об открытии аккредитива в его пользу;

4. — Получатель исполняет свои обязательства перед Плательщиком по договору, указанному в и. 1, т.е. осуществляет поставку товаров или иных ценностей или оказывает услуги;

5. — Плательщик передает Получателю документы, указанные в условиях раскрытия аккредитива; 7 — Получатель передает эти документы в Исполняющий банк, который проверяет их полноту и правильность оформления; 8 - При соответствии представленных документов условиям раскрытия аккредитива, Исполняющий Банк зачисляет сумму аккредитива на счет Получателя

В практике проведения международных безналичных расчетов обычно используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытым (депонированным) считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка получателя денежных средств (исполняющий банк), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции но отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий или об аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

Различают также возобновляемые (револьверные, ролловерные) и невозобновляемые аккредитивы, переводные (трансферабельные) аккредитивы, аккредитивы с платежом против документов, акцептные аккредитивы, аккредитивы с негоциацией документов. В случае акцептного аккредитива условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт плательщика. В этом случае, исполняющий банк, помимо проверки соответствия представленных получателем документов условиям открытия аккредитива, для осуществления платежа по аккредитиву должен получить согласие плательщика на его проведение.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается следующее: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива; условия раскрытия аккредитива, т.е. полный перечень и точную характеристику документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву; сроки предоставления вышеуказанных документов.

Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, то банк- эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. Как правило, плательщик платит банку-эмитенту определенную комиссию, которая, помимо компенсации вышеперечисленных расходов, включает в себя определенную прибыль банка-эмитента и исполняющего банка за проведение расчетов по аккредитиву. Если же в течение срока действия аккредитива он не был исполнен, то такой аккредитив закрывается и его сумма возвращается на счет плательщика.

Чек — распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками между физическими лицами не допускаются (рис. 17.4). Рис. 17.4. Порядок проведения расчетов чеками: 1 — Чекодатель и Банк заключают между собой договор, в соответствии с которым, Банк обязуется оплачивать чеки, выписанные Чекодателем. Банк выдает Чекодателю чековую книжку; 2 — Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги Чекодателю; 3 — Чекодатель оплачивает их стоимость путем выписки чека Чекодержателю на соответствующую сумму; 4 — Чекодержатель предъявляет чек Банку-плательщику для оплаты; 5 — Банк выплачивает Чекодержателю сумму, указанную в чеке; 6 — Чекодатель и Банк осуществляют между собой расчеты но оплаченным Банком чекам

Расчеты чеками в практике внешнеторговых и иных форм международных сделок производятся за товары и услуги или другие платежи. Покупатель или заказчик (чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могут запретить оплату чека наличными денежными средствами путем проставления на его лицевой стороне надписи «расчетный». Чекодатель может установить определенный банк-плательщик по чеку. Это достигается с помощью кроссирования. Кроссирование производится двумя параллельными линиями на лицевой стороне чека, между которыми вписывается наименование банка-плательщика. Банк может принять кроссированный чек к оплате только от своего клиента или от другого банка. Это означает, что если чекодержатель не является клиентом банка-плательщика, то он может предъявить чек к оплате только через обслуживающий его банк.

Банк может осуществлять оплату чеков, выписанных чекодателем, за счет следующих источников: денежных средств, депонированных чекодателем на специальном счете: остатка денежных средств на счете чекодателя, открытом в банке-плательщике; за счет собственных средств, которые считаются предоставленными чекодателю в кредит. В этом случае чекодатель и банк должны заранее согласовать между собой процентную ставку за пользование этим кредитом и сроки его погашения.

К иным формам международных безналичных расчетов в современных условиях можно отнести; расчеты с использованием пластиковых карт: клиринг; расчеты дорожными чеками; электронные расчеты.

Пластиковая (банковская) карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет владельца карты (рис. 17.5).


Рис. 17.5. Порядок проведения расчетов
посредством пластиковых карт:

1 — Банк-эмитент заключает с Платежной системой договор,
на основании которого он приобретает право эмитировать пластиковые
карты, обслуживаемые дайной Платежной системой; 2 — Владелец
карты открывает в Банке-эмитенте специальный банковский счет
и заключает с ним договор на обслуживание;

Банк-эмитент выдает Владельцу карты банковскую карту;

• — Владелец карты, желая получить товар, услугу' или наличные деньги, предоставляет в POS или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код; 4 — POS или банкомат осуществляет авторизацию карты; 5 - в случае успешного завершения процедуры авторизации POS или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); Владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается Владельцу карты;

6 — в конце каждого рабочего дня POS передает в Банк-эквайрер слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов;

7 — Банк-эквайрер осуществляет расчеты с POSom по предоставленным

слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет POSa;

8 — Банк-эквайрер передает в Процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по пластиковым картам;

9 — Процессинговый центр осуществляет процессинг, т.е. обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками — участниками Платежной системы и доводит их до всех участников расчетов; 10 — участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием пластиковых (банковских) карт; 11 — Банк-эмитент и Владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей Владельцу карты: по расчетной (дебетовой) карте Банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета Владельца карты; по кредитной карте Владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает процента по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило, один раз в месяц)

Но виду проводимых расчетов карты физических лиц и корпоративные карты можно разделить на два типа:

14) расчетная карта — банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) распоряжаться денежными средствами на специально открытом для этого счете в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и (или) получения наличных денежных средств. Данный тип карт в международной практике носит название дебетовых карт;

15) кредитная карта — банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом в соответствии с условиями договора, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и (или) получения наличных денежных средств.

Банк также может выпускать дебетно-кредитную карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться как средствами на специальном счете, так и кредитом, предоставленным ему банком-эмитентом.

Расходный лимит по пластиковой карте представляет собой максимальную сумму денежных средств, доступную держателю карты в течение определенного периода времени для совершения операций с использованием банковских карт. Кроме этого определения в расчетах с помощью пластиковых карт используется ряд других специфических понятий.

Авторизация — процедура выдачи банком-эмитентом разрешения на проведение операции с использованием банковской карты. При осуществлении процедуры авторизации возникает обязательство банка-эмитента по оплате расчетных и иных документов, составленных с использованием банковской карты (слипов). Процедура авторизации может проводиться в двух режимах: on-line, при котором необходима связь с банком-эмитентом карты (электронная или по телефону). Карточки, использующие данный режим авторизации, называются магнитно-штриховыми; off-line, при котором не требуется связь с банком-эмитентом карты, так как сама карта, точнее специальное устройство на ней (чип) дает разрешение на проведение операции. Карточки, использующие данный режим авторизации, называются чиповыми иди смарт-картами.

Большинство пластиковых карт, используемых в мире, являются магнитно-штриховыми. Широкое внедрение чиповых карт сдерживается тем, что международные платежные системы не могут договориться о едином стандарте микросхем (чипов), которые будут в них использоваться.

POS (Point Of Sale) — предприятие торговли или сферы услуг, которое в соответствии соглашением с банком-эквайрером принимает в качестве оплаты за свои товары или услуги документы, составленные с использование банковских карт. POS-терминал — устройство, устана&ливаемое в точке обслуживания карий (POS), которое предназначено для проведения авторизации, записи и передачи информации о проведенных с использованием банковской карты операциях в процессинговый центр (и далее в банк-эмитент), выдачи слипов.

Банкомат — многофункциональный банковский автомат, предназначенный для совершения без участия представителя кредитной организации операций по выдаче и приему наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т.д. Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег, совершения платежей или получения информации по счету. При выдаче наличных денег или при проведении иных операций с помощью пластиковых карт банкомат, также как и РОS-терминал, выдает слип.

Слип (квитанция POS-терминала или банкомата) — расчетный документ, составляемый с помощью банковской карты и подтверждающий проведение операции с ее использованием. Слип должен содержать обязательные следующие реквизиты: идентификатор POSa или банкомата; дата совершения операции; сумма и валюта операции; код, подтверждающий авторизацию операции банком- эмитентом; реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности; подпись держателя карты (отсутствует в слипе, выдаваемом банкоматом).

Эквайринг — это деятельность кредитной организации (банка), включающая в себя осуществление расчетов с Р05ами по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денег держателям банковских карг.

не являющимся клиентами данной кредитной организации. Кредитная организация (банк), осуществляющая эквайринг, именуется эквайрером.

Процессинговый центр — юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов с использованием пластиковых карт (расчетными банками, банками-эмитентами и банками-эквайрерами). Кроме того, в процессинговом центре осуществляется процессинг — деятельность по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Расчетный банк — банк или иная кредитная организация, осуществляющие взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.

Платежная система представляет собой совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономических отношений. Платежные системы для расчетов но пластиковым картам могут быть локальными (национальными), действующими на определенной территории (в каком-либо государстве), или международными, действующими в нескольких странах. Платежные системы различных стран отличаются друг от друга из-за различий в уровне экономического развития, особенностей банковского законодательства и обычаев делового оборота. Основными международными платежными системами для расчетов по пластиковым картам являются VISA, MasterCard, American Express, Diners Club, JCB Card. Пластиковые карты этих платежных систем используются и в России. Помимо них, в России действуют также свои платежные системы для расчетов по пластиковым (банковским) картам: Union Card и STB Card.

Для того, чтобы стать владельцем пластиковой (банковской) карты юридическое или физическое лицо должно открыть в банке- эмитенте специальный банковский счет для расчетов по операциям с использованием карт, заключив при этом соответствующий договор банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание), договор банковского вклада, кредитный или иной договор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт. При этом банк-эмитент выдает банковскую карту ее владельцу, который получает право ее использования, а сама карта остается собственностью банка. При выдаче карты осуществляется ее персонализация, т.е. нанесение данных, позволяющих идентифицировать ее держателя (тиснение, нанесение визуальной (графической) информации, кодирование магнитной полосы или электронной схемы). Кроме того, каждой карте присваивается ПИН-код — персональный идентификационный номер, которыйпредоставляет держателю карты возможность ее обслуживания в банкоматах или РОЛ’ах. Каждая карта должна содержать наименование и логотип банка-эмитента, а также наименование платежной системы, которая осуществляет расчеты по ней.

Клиринг — система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах. Клиринг может осуществляться между двумя (двусторонний клиринг), либо тремя и более сторонами (мног осторонний клиринг) (рис. 17.6).

При организации клиринга, минуя банки, участвующие в нем стороны сами осуществляют сверку взаимных требований и обязательств и проводят зачет сумм, составляющих встречные требования. По результатам клиринга должники осуществляют оплату незачтенных сумм кредиторам с помощью основных форм безналичных расчетов, как правило, платежных поручений. Подобные зачеты могут носить разовый или регулярный характер.

Если клиринг осуществляется через банк, то, как правило, участвующие в нем стороны должны иметь в этом банке свои банковские счета. При этом, параллельно с их банковскими счетами, участникам расчетов открываются специальные клиринговые смета. По дебету этих счетов списываются суммы, причитающиеся другим участникам клиринга по различным расчетным документам (платежным поручениям, аккредитивам, чекам, слипам и др.), а по кредиту — зачисляются суммы, поступающие от других участников клиринга. В заранее определенный срок клиринговые счета закрываются, и происходит их сальдирование. Если при закрытии клирингового счета он имеет дебетовое сальдо, то владелец данного счета является должником и соответствующая сумма денежных средств списывается с его банковского счета. Если клиринговый счет имеет кредитовое сальдо, то его владелец является кредитором и соответствующая сумма денежных средств зачисляется на его банковский счет. После окончания этих расчетов сальдо по всем клиринговым счетам должно быть нулевым.

Аналогичная система взаиморасчетов может быть организована и между несколькими банками или филиалами одного банка. В первом случае роль организатора клиринга выполняет либо какой-то один банк, выбранный всеми банками-участниками расчетов, либо специализированная организация — клиринговый центр. Во втором случае организатором клиринга выступает головной банк. При этом взаимозачет встречных требований и расчеты по не зачтенным суммам производятся в конце каждого рабочего дня, а во многих зарубежных странах 2—3 раза в день.

Дорожные чеки — это альтернатива наличным денежным средствам. Они занимают промежуточное положение между наличными деньгами и обычными чеками, рассмотренными нами ранее. Дорожные чеки, как правило, используются для осуществления расчетов в деловых и туристических поездках в зарубежные страны. Поэтому дорожные чеки часто называют туристскими.

 

Дорожные чеки, так же как и наличные деньги, могут иметь любой номинал, выраженный в различных валютах. Выбор номинала и валюты чека зависит от того, в какую страну направляется его держатель, и определяется существующими там платежными традициями. Во многих странах дорожные чеки, наравне с наличными деньгами, принимаются в магазинах, отелях, ресторанах и других местах в оплату за товары и услуги. По желанию владельца в большинстве банков или обменных пунктов дорожные чеки могут быть обменены на наличные денежные средства.

Преимущество дорожных чеков перед наличными деньгами состоит в безопасности их использования. Эта безопасность обеспечивается двумя способами. Во-первых, присутствием на дорожном чеке подписи его держателя, что делает его схожим с обычными чеками. Причем подпись на дорожном чеке ставится дважды: первый раз — в момент покупки чека, а второй — при его обналичивании или использовании для оплаты товаров и услуг. Для того чтобы дорожный чек был обналичен или принят в оплату необходимо, чтобы эти подписи совпадали. Во-вторых, каждый дорожный чек имеет свой уникальный номер, который проставляется в специальной квитанции, выписываемой банком при продаже чека. В ней также указываются сведения о покупателе (фамилия, имя; документ, удостоверяющий личность), о проданных ему чеках и их номинале.

Приобрести дорожные чеки можно в банках, но их эмитентами являются не банки, а международные платежные системы, такие как VISA, American Express, MasterCard, Thomas Cook и др. Платежные системы — эмитенты дорожных чеков являются гарантами выплат по ним. При покупке дорожных чеков покупатель уплачивает банку определенную комиссию. Обналичивание чеков и их прием в оплату за товары и услуги осуществляется по номиналу. При этом за обналичивание дорожных чеков через банки, последние, как правило, берут с их владельцев определенную комиссию.

К дорожным чекам могут быть приравнены еврочеки, выпускаемые банками ряда европейских государств. Операции по ним могут производиться только при предъявлении их владельцами карточек, выданных банками стран Евросоюза, получаемых ими вместе с еврочеками.

Электронные расчеты — расчеты, проводимые при помощи электронных устройств и средств связи. Данный способ расчетов в настоящее время получил широкое распространение во всем мире. В его рамках образовались такие его виды и формы как расчеты с помощью компьютеров, в том числе через сеть Интернет (интернет-банкинг), электронные деньги (WEB-money), расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков.

6.3. Международные расчетные и платежные системы

Международные безналичные расчеты и платежи обслуживают до 95% совокупного мирового валютно-денежного оборота, включая расчеты но различным формам квазиденег, например, ценным бумагам. Основная доля проведения безналичных расчетов на мировом финансовом рынке приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая расчетно-платежная функция в международных (Ml 1C), региональных (РИС) и национальных платежных системах (НПС). Банковская система, располагающая основными каналами для проведения безналичных платежей в экономике, играет ключевую роль в построении платежных систем.

Возникновение и развитие платежных систем обусловлено возрастающими потребностями как самих банков, так и их клиентов в более совершенных и эффективных услугах по осуществлению платежей, связанных с развитием как мировой экономики в целом, так и применяемых технологий в частности.

Кроме того, можно выделить две наиважнейшие причины, обусловившие внедрение в международные валютно-кредитные отношения безналичных расчетов и возникновение платежных систем, обеспечивающих эти расчеты, - это необходимость минимизации операционных рисков и минимизации транзакционных издержек.

В Глоссарии терминов, используемых в платежных и расчетных системах, подготовленном Комитетом но платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, платежная система {payment system) трактуется как набор инструментов, банковских процедур и. в основном, состоит из систем межбанковских переводов, которые гарантируют обращение денег. Согласно концепции специалистов Европейского центрального банка термин «платежная система» подразумевает набор инструментов, организаций — посредников, правил, процедур, процессов, а также систем межбанковских переводов денежных средств, способствующих обращению денег в стране. В ряде случаев термин «платежная система» используется как аналог термина «система межбанковских переводов».

Из сказанного можно сделать вывод, что платежная система состоит из трех основных элементов или процессов: платежные инструменты; процессинг (включая клиринг), который подразумевает обмен платежными инструкциями между взаимодействующими банками (счетами); механизмы расчета для соответствующих банков'.

В дополнение к уже перечисленным компонентам, платежная система также может включать учреждения, обеспечивающие клиентов счетами, инструментами и услугами (включая потребителей, фирмы и государственные органы), а также организации, предоставляющие платежные, клиринговые и расчетные услуги. Также существуют рыночные соглашения, например, стандарты, конвенции, договоры по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг. Наконец, платежные системы нуждаются в прочной юридической основе. Это подразумевает наличие законов, стандартов, правил, а также различных процедур, установленных законодательными органами, опера торами платежных систем и надзорными органами в лице цен- трального банка и определяющих механизмы проведения платежных операций, связанных с переводом денежных средств, а также правила поведения на рынках платежных услуг.

Термин «платежная система» вошел в обиход банковских работников во второй половине 1990-х гг., и, по сути, заменил ранее применявшийся термин «система безналичных расчетов». Появление и широкое использование термина «платежная система» объясняется активизацией в нашей стране западных платежных систем, прежде всего карточных VISA и Еигорау, а также системы межбанковских коммуникаций SWIFT. В их технической документации используется именно этот термин.

В международной практике принято выделять следующие виды платежных систем (рис. 17.7).

Платежная система для крупных сумм (НСКС) также называется «оптовой, крупной платежной системой» (wholesale payment system). Под ней понимается система, созданная исключительно для обработки срочных платежей или платежей на очень крупные суммы. Такие платежи обычно осуществляются между финансовыми институтами (банками или иными участниками финансового рынка) в рамках их деятельности на финансовом рынке и обычно требуют срочного или своевременного расчета. Подобные системы должны в значительной степени соответствовать стандартам эффективности и безопасности. Большинство ПСКС осуществляют расчет деньгами центрального (национального) банка.

Розничные платежные системы — системы, осуществляющие большой объем относительно небольших по стоимости платежей в форме кредитовых переводов, прямых дебетов или карточных платежей. Расчет в таких системах может проводиться как деньгами центрального банка, так и деньгами коммерческих банков.

1 Payment System. Payments, securities and derivatives, and role of the Eurosvstem, Tom Kokkola. ECB, 2010.'

Рис. 17.7. Виды платежных систем в зависимости от типа транзакций

Системы воловьих расчетов в реальном времени (системы RTGS) осуществляют расчет индивидуальных платежей на непрерывной основе в течение операционного дня и являются преобладающей формой ПСКС (рис. 17.8).

Системы нетто-расчета в назначенное время осуществляют расчет неттотпозиций участников в заранее обусловленный момент времени или в определенные дискретные промежутки времени в течение операционного дня.

Системы валовых расчетов в назначенное время функционируют лишь в некоторых странах. В данных системах окончательный расчет по переводам происходит в конце операционного дня без применения неттинга (взаимозачета) кредитовых и дебетовых позиций — например, по принципу «сделка за сделкой» или на основе совокупной кредитовых или дебетовых позиций каждого банка. Гибридные системы сочетают особенности валового и нетто расчета — например, комбинация взаимозачета по операциям (транзакциям) и окончательного расчета в течение дня.


Рис. 17.8. Виды платежных систем в зависимости от метода расчета

Типы платежных систем в зависимости от формы собственности представлены на рис. 17.9.

Рис. 17.9. Виды платежных систем в зависимости от формы собственности

В платежной системе центрального (национального) банка владельцем и оператором платежной системы является сам центральный (национальный) банк, в частных платежных системах собственниками и операторами могут быть коммерческие банки либо отдельные организации, специализирующиеся на оказании услуг по осуществлению безналичных расчетов.

Кроме того, выделяют трансграничные платежные системы (cross-border payment system) системы, осуществляющие платежные услуги между контрагентами, расположенными в разных государствах (рис. 17.10).

В международной практике также существует понятие «офшорные платежные системы», под которыми понимаются системы, осуществляющие обработку транзакций, номинированных в валюте, отличной от валюты страны, в которой данная валюта эмитирована (например, офшорная система расположена в Швейцарии, а обработка транзакций осуществляется в евро) (рис. 17.11).

Рис. 17.10. Трансграничная платежная система

  Рис. 17.11. Офшорная платежная система

Финансовая глобализация и технологические инновации представляют собой два основополагающих фактора, которые оказывают серьезное влияние на международные валютно-кредитные отношения и их инфраструктуру. Особое влияние эти две тенденции проявляют в сфере интернационализации и автоматизации международных платежей. Технологические инновации, структурные изменения в банковском секторе мирового финансового рынка и разработка политики центральных банков являются тремя основными причинами, вызывающими изменения последнего времени в сфере платежных систем.

Во-первых, технологические инновации создали возможности сделать существующие платежные системы более безопасными и эффективными. Подобные инновации обеспечивают также возрастающую потребность банковского сектора в новых типах систем, деятельность которых не ограничивается только одной страной или одной валютой. Во-вторых, мировой финансовый рынок переживал значительный рост за последние несколько десятилетий, ч то сопровождалось изменениями роли отдельных участников этого рынка и предлагаемых ими продуктов. Подобные структурные изменения оказали влияние на то, каким образом участники мирового финансового рынка используют платежные системы (особенно платежные системы для крупных сумм). В-третьих, существенным образом изменилась за последние годы роль центральных банков как участников мирового финансового рынка в области регулирования платежных систем. Основной акцент делается на обеспечение безопасности и эффективности работы платежных систем, а также на поддержание общей мировой финансовой стабильности. Центральные банки играют активную роль в деле мониторинга существующих и планируемых систем, в оценке работы системы в соответствии с международными стандартами и. при необходимости, стимулировании положительных изменений.

Системы валовых расчетов в режиме реального времени (ВРРВ), или, следуя международной терминологии The Real Time Gross Settlement System (RTGS), получили свое развитие в последние Ю—15 лет. Их развитие стало возможным благодаря достижениям в развитии компьютерной техники и телекоммуникационных систем. Однако спрос на эти системы оказался столь велик, что уже к середине 1990-х гг. системы ВРРВ появились, к примеру, во всех странах Большой семерки, кроме Канады, а также в Голландии, Швейцарии, Чехии, Гонконге, Южной Корее и Таиланде.

Тем не менее, несмотря на свою «молодость», системы ВРРВ являются продолжателями и наследниками имеющих давнюю историю систем валовых расчетов, основанных на бумажном документообороте. Они базируются на уже достаточно хорошо проработанном теоретическом фундаменте, включающем как экономические, так и математические аспекты.

Системы ВРРВ обычно функционируют как платежные системы для крупных сумм — в отличие от розничных платежных систем. Статистика показывает, что количественно мелкие (розничные) платежи преобладают над переводами крупных сумм. Однако уступая количественно, по общим объемам переводимых сумм, крупные платежи намного превышают розничные. Общий объем средств, перечисляемых системами перевода крупных сумм платежей, составляет триллионы долларов в день и продолжает расти.

В связи с тем, что системы ВРРВ в основном обрабатывают переводы на крупные суммы, их иногда называют еще системами оптовых расчетов. Однако следует иметь в виду, что, как правило, они не предусматривают каких-либо административных ограничений на минимальный размер обрабатываемых ими платежей. В то же время эти системы, как правило, функционируют на платной основе, что и служит экономическим ограничителем обрабатываемых сумм (использование таких систем для перевода небольших сумм оказывается нерентабельным для участников).

Основными особенностями крупных платежей, обусловливающими возможность и желательность использования именно систем ВРРВ в качестве систем перевода крупных сумм платежей, являются: большая сумма перевода: срочность перевода: возможность и желательность использования электронных технологий перевода. Следует отметить, что эти же особенности платежей в системах ВРРВ обусловливают их особую значимость и чувствительность к кредитному риску, присущему базовому активу в системах их обработки. В связи с этим подавляющее большинство систем ВРРВ являются платежными системами центральных банков. В связи с этим повсюду в мире наблюдается тенденция ко все большему обособлению платежных систем, обрабатывающих крупные платежи и розничные платежи.

При этом системы ВРРВ обладают рядом преимуществ, они понижают уровень расчетного риска, поскольку расчеты по платежам проводятся на индивидуальной, безотзывной и валовой основе в режиме реального времени, что обеспечивает незамедлительную завершенность расчета. Система RTCSспособствует также понижению уровня расчетного риска посредством применения принципа «платеж против платежа* (Payment versus Payment PvP), а также «поставка против платежа* (Delivery rersus Payment — DvP) в расчетах по операциям с иностранной валютой и ценными бумагами соответственно.

В то же время, системы ВРРВ относятся к наиболее дорогостоящим и капиталоемким при своем создании платежным системам. В связи с этим применяются они обычно для перевода крупных сумм, а также для срочных переводов, где период прохождения платежа имеет критически важное значение для плательщика и получателя. Такая ситуация часто возникает при расчетах но сделкам на мировом финансовом рынке или при предоставлении краткосрочных (внутридневных) межбанковских кредитов.

Подобные системы действуют уже более чем в 80 странах мира, в том числе во всех странах Евросоюза (система TARGET) и практически во всех про.уышленно развитых странах (США, Германия, Англия, Франция, Италия. Финляндия, Швейцария, Япония и др.). Как правило, владельцем и оператором таких систем является центральный (национальный) банк (рис. 17.12).

Рис. 17.12. Взаимодействие систем ВРРВ в Евросоюзе

Примером системы ВРРВ в США является система Fedmre (система переводов фондов ФРС), которая представляет собой самую старую систему RTGS в мире. Ее происхождение можно проследить до 1918 г., когда ФРС США внедрила сеть телеграфной связи между отдельными резервными банками.

Согласно документам Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Всемирного банка, Европейского центрального банка и «Группы 20-ти» выделяют следующие группы инновационных платежных технологий.

1. Инновационные карточные платежи (он-лайн платежи). Это платежи с использованием предоплаченных карт, бесконтактные карточные платежи (платежи, совершаемые в точках продаж (POS) с использованием карт со специальными функциональными возможностями (RFID functionality). Указанные платежи используются для операций с низкой стоимостью, где условие скорости осуществления платежа очень важно. Использование карт при осуществление государственных платежей, платежи, связанные с он-лайн коммерцией (В2С) и персональными он-лайн платежами (P2P), платежи, совершаемые с использованием платежных карт, банковских переводов или виртуальных счетов также относят к платежным инновациям.

2. Интернет-платежи. Это выставление счетов продавцам к счетам клиентов и оплата через Интернет (электронное прямоедебетование), электронные кошельки для операций с электронными деньгами.

3. Мобильные платежи (удаленные технологии беспроводной связи — NFC). Эго доступ к банковским счетам, платежи за счет средств у операторов связи, мобильные кошельки для операций с электронными деньгами.

В настоящее время, по оценкам экспертов, в Евросоюзе наблюдается стабильный рост объемов платежей, особенно с использованием пластиковых карт, мобильного банкинга и «электронных кошельков».

Система расчета по ценным бумагам (СРЦБ) является ключевым компонентом инфраструктуры глобального финансового рынка. Превращение фондовых рынков во все более важный канал перекачивания средств между заемщиками и кредиторами и активизация управления инвесторами своими портфелями ценных бумаг (отчасти ввиду снижающихся транзакционных издержек) способствовали тому, что за последние годы резко возросли объемы торговли и расчетов по операциям с ценными бумагами.

По своему функционалу, СРЦБ обеспечивает транснациональные переводы ценных бумаг и бездокументарные расчеты по ним в соответствии с набором предварительно определенных многосторонних правил. Кроме того, СРЦБ может осуществлять дополнительные функции, касающиеся клиринга и проведения расчета по операциям с ценными бумагами, такие как подтверждение сделок и осуществление перевода денежных средств.

В процесс расчета по операциям с ценными бумагами вовлечены различные учреждения: центральные депозитарии ценных бумаг (ЦДЦБ), осуществляющие хранение и перевод ценных бумаг с передачей права собственности на них; фондовые биржи, обеспечивающие заключение сделок и проводящие торги: центральные контрагенты, являющиеся стороной по сделке для каждого продавца и каждого покупателя; кастодианы и субкастодианы (субкастодиальные банки), обеспечивающие покупателям и продавцам возможность хранить свои ценные бумаги и давать соответствующие поручения на их перевод.

В последнее десятилетие расчеты по ценным бумагам как система и вид услуг, предлагаемых клиенту на международных фондовых рынках финансовыми институтами, претерпели значительные структурные изменения. В большинстве стран наблюдаются процессы консолидации и стандартизации национальных платежных и расчетных систем. Эти процессы становятся главными факторами в формировании качественно новых подходов к организации и проведению расчетов в том или ином сегменте рынка пенных бумаг.

Согласно Консультативному докладу «Принципы для инфраструктур финансового рынка», опубликованному Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов[28], CPI (Б является системно значимой инфраструктурой финансового рынка (ИФР)[29], в отношении которой со стороны центральных банков наблюдается повышенный интерес, так как несостоятельность СРЦБ или присущие ей риски могут привести к значительным негативным последствиям в деятельности финансового рынка и оказать прямое воздействие на его участников.

Доступ подобных инфраструктур мирового финансового рынка к услугам центрального банка может способствовать укреплению их безопасности и надежности и, таким образом, стабильности финансовой системы в целом, как на повседневной основе, гак и в кризисных ситуациях.

Предоставление услуг центрального банка, в частности открытие счетов, предоставление платежных услуг, услуг по управлению средствами обеспечения (как индивидуального, так и коллективного, формируемого за счет средств участников) и выдаче кредитов (внутридневных) участникам СРЦБ. варьируется в зависимости от разных центральных банков. Обычно на доступ к услугам центрального банка оказывает существенное влияние то обстоятельство, имеется ли у конкретной инфраструктурной организации (системы) банковская лицензия, вне зависимости от специфических функций или услуг, которые она оказывает. Инфраструктура, имеющая банковскую лицензию, обычно имеет более широкий доступ к услугам центрального банка (например, получение «чрезвычайного» кредита), чем небанковские ИФР.

Особенно интересна практика взаимодействия центральных банков и СРЦБ, сложившаяся в странах Евросоюза.

Уже много лет Европейская система центральных банков (ЕС1 (Б) играет существенную роль в создании инфраструктуры платежных систем и систем расчета по ценным бумагам. После кризиса на мировом финансовом рынке в 1987 г. центральные банки стран «Группы 10-ти» начали деятельность по укреплению и унификации функционирования СРЦБ. В области платежных систем центральные банки организовали в своих структурах платежные системы, обеспечивающие безопасный и эффективный расчет по национальным платежам деньгами центрального банка (по стандартам лучшей международной практики в области платежных и расчетных систем). Что касается ценных бумаг, то во многих центральных банках ЕС были созданы депозитарии ценных бумаг (центральные

депозитарии ценных бумаг — Central Securities Depository), предназначенные для хранения казначейских ценных бумаг, или бумаг, эмитируемых центральным банком, а также для осуществления расчета но сделкам с указанными ценными бумагами, главным образом, операций денежно-кредитной политики. В связи с введением евро, ЕСЦБ приняла участие в создании инфраструктуры, обслуживающей всю Евросистему.

Крупнейшие центральные банки Европы (Германии, Франции, Италии и Испании) совместно с Европейским центральным банком (ЕЦБ) разработали платформу для осуществления расчетов по ценным бумагам TARGET2Securities (725) на базе системы TARGET! для обеспечения расчета по операциям с ценными бумагами деньгами центрального банка на единой платформе. С точки зрения инфраструктуры рынка ценных бумаг ЕС это означает существенное усиление интеграционных тенденций. Тенденция к интеграции носит объективный характер и мотивирована в основном соображениями экономии средств за счет унификации операционных и бизнес-процессов в рамках операций с ценными бумагами различных рынков.

725, задуманная Европейским центральным банком как система корреспондентских отношений между национальными центральными депозитариями ценных бумаг, будет функционировать на той же технологической платформе, что и платежная система TARGET2 (рис. 17.13).

Основными целями TARGET!Securities являются:

16) взимание за международные расчеты/поставку ценных бумаг столь же невысоких комиссионных, что и за исполнение сделки внутри страны;

единый пул ценных бумаг и наличных денег, который должен привести к сокращению нужд пользователей в залогах и ликвидности. а также к оптимизации управления денежными средствами (казначейскими операциями);

17) гармонизация исполнения сделок, которая позволит создать в Европе настоящий Единый рынок;

18) сокращение издержек на бэк-офис благодаря гармонизированному доступу к многочисленным ЦДЦБ; гармонизированным процедурам расчета/поставки;

19) создание новых возможностей для конкуренции (способствует соревнованию между ЦДЦБ за клиентов — путем оказания лучших услуг по более низким ценам);

20) сокращение посреднических затрат — через предоставление прямого технического доступа к платформе, на которой происходит исполнение сделок.

В системе 725 открываются и ведутся денежные счета, как связанные денежные субсчета платежной системы TARGET!, что обеспечивает расчет по операциям с ценными бумагами и денежнымсредствам на единой платформе. Система обслуживает сделки, расчет по которым происходит в евро.

Рис. 17.13. Модель ТА RGET2Securities

В случае появления потребности на данном рынке можно будет также проводить расчет в других валютах, при условии, что центральный банк, компетентный для данной ват юты, возьмет на себя ответственность за денежный расчет.

Целью проекта 725 является создание технической платформы для расчетов по сделкам с ценными бумагами, которая, в то же время, не является европейским центральным депозитарием ценных бумаг (ЦДЦБ).

Расчетная функция ЦДЦБ, присоединившихся к системе, касающаяся финансовых инструментов, обозначенных кодами ISIN, зарегистрированных на открытых у них счетах, перенесена по принципу аутсорсинга на платформу 725. При этом ЦДЦБ продолжают реализовать депозитарную функцию, в том числе обслуживание прав по ценным бумагам, а также предоставляют другие услуги, в частности предоставляют информацию для баз данных, необходимых для расчета в 725.

Единая платформа для трансевропейских расчетов по ценным бумагам должна обеспечивать технический аутсорсинг функции расчетов у центральных депозитариев и центральных банков. При этом на стороне последних остаются обязанности по обеспечению проводимых расчетов в национальных учетных системах и их соответствие национальным нормативным требованиям.

К числу ценных бумаг, принимаемых СРЦБ 725, отнесены:

21) все национальные ценные бумаги, для которых центральный депозитарий (ЦД) является первичным местом учета (ведет реестр);

22) иностранные для данной страны ценные бумаги, учитываемые ЦД на междепозитарных счетах;

23) ценные бумага, расчеты по которым происходят путем заимствования у центральных банков, а также бумаги, подлежащие «свободной» поставке (принцип «Free of Payment*)-,

бумаги первичного и вторичного рынков.

Для указанных ценных бумаг система 725 выполняет функ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: