Средневековые учения Западной Европы. Салическая Правда

Период Средневековья — важный этап в истории эко­номической мысли. В Западной Европе в этот период происходит укрепление феодализма, крепостниче­ства. Католическая церковь полностью регулирует обще­ственную и экономическую сферы. Библия признана глав­ным учением во всем, в том числе и в экономике.

Главными теоретиками экономической мысли средневе­кового периода в Западной Европе считаются Августин Бла­женный, Фома Аквинский. Их исследования и мнения — ос­нова регулирования экономических процессов.

Августин Блаженный (354—430) выступал за жесткое регулирование экономических процессов. Это регулирова­ние осуществляет церковь как представитель Бога на земле. Вся собственность принадлежит Богу, т.е. церкви. Всем ос­тальным она принадлежит только временно. Августин Бла­женный считал, что основой экономики является труд. Толь­ко он производит блага.

Фома Аквинский (1225—1274) не выделял экономи­ку как самостоятельную область знаний. Для него она только часть богословия, с этих позиций должны быть урегулированы экономические процессы. Он обосновывал полную и безграничную власть церкви.

Справедливая цена в его понимании — это цена, устанав­ливаемая церковью на определенный товар, отражающая реальную ценность товара и состоящая из труда, который необходимо затратить для его производства.

Фома Аквинский подверг резкой критике ростовщичество — деньги не могут порождать деньги. Ростовщичество должно быть исключено из экономики как вредное явление, приводящее к разложению духа, злобе.

Господствующей формой идеологии средневековой Евро­пы был католицизм, согласно которому определялась эконо­мическая действительность. Главным идеологом признан Ари­стотель.

Так как Библия все же не отражала все основные пра­вила поведения человека в экономической системе, возникла необходимость в разработке свода правил должного поведения человека, а также системы наказаний за отклонения от него. Была разработана целая серия подоб­ных правил — Рипуарская правда, Вестюрская правда. Наи­большее распространение получила Салическая правда (VI—IX ев) — свод правил, регламентирующих экономичес­кую жизнь, а также наказаний за несоблюдение этих правил. В ней отражался строй государства франков — общинное хо­зяйство. Власть вассала и короля закреплена федеральным правом. Обоснована власть короля, который управляет, и обоснованы главные сферы экономики:

-сельское хозяйство;

-животноводство;

-охота и рыболовство;

-пчеловодство.

Общество разделено на классы. Свободные франки име­ли право на владение и распоряжение имуществом, дружин­ники стояли выше по положению. Признавалось нормальным существующее социальное иимущественное неравенство. Роль городов была принижена, сельское хозяйство — вот главная сфера экономики франков. Закреплено рабство — власть господина. Земля могла быть изъята у крестьян госу­дарством, церковью. Была разработана четкая система на­логов, пошлин и штрафов.

Салическая правда по структуре и предназначению на­поминает современную систему законодательства. Схожи главные цели— регулирование общественной и экономической жизни. Она стала вехой в развитии мировой экономи­ческой мысли, так как поставила на научную основу систему регулирования экономики.

В целом период феодализма в Западной Европе характе­ризуется укреплением социально-экономического неравен­ства, первостепенной ролью церкви и государства, закреп­лением рабства. Несмотря на все недостатки этого времени, это период накопления первоначального капитала, заложив­ший основы для развития современного капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: