Средневековья

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Средневековый период развития экономической мыс­ли имеет большие хронологические рамки. После про­должительной борьбы христианство стало в Европе доминирующей религией, а его канонам были подчинены общественная жизнь и экономика. Авторами, рассматривав­шими экономические вопросы того времени, были монахи или же люди, имеющие религиозный чин. Только они имели пра­во предавать гласности свои труды, а все иные идеи, проти­воречащие религиозной доктрине, отвергались. Поэтому в экономической науке сложилась христианская парадигма осмысления экономических процессов. К авторам средневе­ковой экономической мысли относят: Блаженного Иеронима, Блаженного Августина, Грациана, Фому Аквинского, Аль­берта Великого, Раймунда де Пеннафорте, Иоанна Дунса Скота. Их труды стали той основой, которая позволяла ана­лизировать экономические процессы и управлять ими. Тео­рии Аристотеля занимали особое место в экономических исследованиях. На него опирались все последующие эконо­мические теории.

Основным источником, из которого исходили ученые экономисты Средневековья, является Библия. В ней говорится о том, что все принадлежит Богу, — в даль­нейшем это утверждение легло в основу так называемой тео­рии естественного права. Представителями Бога на земле яв­ляются церковь и ее служители, и соответственно только они имеют первостепенное право на всю собственность, землю, деньги и т.д. Всем остальным собственность только переда­ется в кратковременное пользование.

Закрепляется четкая иерархическая структура обще­ства. Каждый должен заниматься только тем, что ему пред­назначено: крестьяне — выращивать сельскохозяйствен­ную продукцию и обеспечивать ею духовенство и высшие чины, ремесленники — производить товары для духовен­ства. Этим закреплялось социальное и имущественное не­равенство, которое, по Библии, естественно и не должно быть изменено: «Все от Бога». Христианство сформирова­ло идеологическую основу феодализма, крепостничества, и т.д.

Труд в экономической системе Средневековья играл незначительную роль. Фома Аквинский относился не­гативно к физическому труду, говоря, что это удел кре­стьян и ремесленников. Другим же людям не пристало им за­ниматься.

Понимание богатства претерпело изменения, в отли­чие от раннехристианского учения, где четко говорилось о том, что каждому следует иметь только необходимое. Теперь богатство — это закономерная форма отплаты за труды. Этим подводилась идеологическая база под существующее в экономике имущественное неравенство. Владеющие бо­гатствами заслужили это, а тот, кто беден, не заслужил бо­гатства.

Отношение к торговле, осуждаемой ранним христиан­ством, также меняется: она начинает восприниматься не как безусловный вред, а как полезное явление. Понимая большую роль торговли в экономической системе, монастыри стано­вятся центрами, где осуществляются торговые операции. Простой обмен считался неудобным, а для его улучшения использовались деньги.

В этот период считалось, что цена на товар двояка по сути. С одной стороны, это отражение реального труда, необхо­димого для производства товара, а с другой —- ценность, ус­танавливаемая человеком. Чтобы цены на основные товары были оправданными, издавались специальные постановле­ния. Отход торговцев от установленной планки жестоко ка­рался. Считается, что именно Средневековье заложило ос­новы государственного регулирования экономики.

Производство— главная сфера экономики для Средне­вековья. Считалось противоестественным, когда деньги вос­производят деньги. Ростовщичество отвергалось как проти­воестественное.

Средневековый этап имел большое значение для всего последующего развития общества. В это время происходит накопление первоначального капитала, который вкладывает­ся собственниками в производство. На основе этого капита­ла возник современный капитализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: