Налоговая система РФ – совокупность федеральных, региональных и местных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены.
Налоговая система РФ призвана:
1) обеспечить более полную мобилизацию доходов бюджета;
2) создать условия для производства и потребления в целом.
Основные черты налоговой системы:
· правовая основа, т.е. введение и отмена налогов, осуществляется только законодательно;
· единый механизм и принципы налогообложения;
· использование современных видов налогов и механизмов их взимания;
· четкая последовательность при оплате налогов;
· равные требования к плательщикам;
· налогообложение прежде всего юридических, а не физических лиц;
· жесткие санкции за нарушение налогового законодательства;
· возможность получения отсрочек и рассрочек по просьбе налогоплательщика на 6 мес., если уплата грозит банкротству.
Недостатки налоговой системы РФ:
- фискальный подход к налогообложению;
- высокий уровень налогообложения юридических лиц
|
|
- большое количество налогов;
- нестабильность налоговых законов;
- отсутствие четких разграничений у центра и мест по взысканию налогов;
- многократность обложения одного и того же объекта.
Федеральные налоги РФ:
I. НДС – это косвенный налог, который представляет форму изъятия части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и определяемый как разницу между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС в РФ был введен 6.12.91 года.
Плательщики НДС:
- предприятия, организации, юридические лица;
- полные товарищества;
- индивидуальный (семейный) ЧП;
- филиалы, подразделения имеющие собственный расчетный счет;
- международные объединения и иностранные юридические лица.
Фактическими плательщиками являются покупатели.
Ставки налога:
0% - для услуг дипломатического корпуса, космических работ;
10% - для продовольственных и детских товаров занесенных в перечень производства;
18% - ко всем остальным товарам и услугам.
Контроль за уплатой налогов осуществляется налоговыми органами, при импорте товара – таможенными органами.
Доля данного налога в консолидированном бюджете может быть от 30% до 40%.
II. Акцизы, были введены в РФ 6.12.91г.
Плательщиками являются предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары.
Ставки акцизов утверждаются федеральным законом, и является единым на всей территории.
Виды ставок акцизов:
- адвалорные (в % к стоимости);
Например: - 5% от стоимости автомобиля;
- 90% от 1 литра пищевого спирта;
|
|
- специфические (в руб. за 1 ед. измерения)
Например: 298 руб. за 1 кг – курительного табака.
Акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин и технический спирт целиком зачисляются в федеральный бюджет.
Акцизы на пищевой спирт, водку, ликероводочные изделия, распространяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ.
Акцизы по остальным товарам поступают в бюджет региональных и местных уровней.
От уплаты акцизов освобождается продукция экспортируемая зарубеж. Доля акцизов колеблется в бюджете от 12% до 18%.
III. Налог на прибыль организации. (введен 27.12.91).
Плательщики налога:
- предприятия и организации юридического лица;
- филиалы и подразделения имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
- компании и фирмы иностранных государств, которые постоянно работают в РФ;
- организации имеющие территориально – обособленные подразделения не имеющие отдельного расчетного счета.
Объект обложения валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализованной продукции, основных фондов, и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Не являются плательщиками налога:
- предприятия с/х;
- охота, хозяйственные предприятия;
- ЦБ;
- малый бизнес перешедший на упрощенную систему налогообложения.
Ставки налога 24%, в том числе:
· 6,5% - Федеральный бюджет;
· 17,5% - региональный бюджет.