Основные бизнес-процессы

Классификация бизнес-процессов химико-технологической системы

Использование принципов объектно-ориентированного программирования при структурном моделировании бизнес-процессов позволяет систематизировать множество функций, используемых при управлении организацией и создать систему, позволяющую владельцу бизнес-процесса создавать модель, в которой используются объекты «функция», настраиваемые под конкретные условия. В создании шаблонов таких объектов могут участвовать специалисты разных предметных областей (технологи, экономисты, проектировщики и т.д.), что существенно повышает адекватность модели реальному бизнес-процессу. Классификация бизнес-процессов позволяет систематизировать множество функций, используемых при управлении организацией и создать библиотеку типовых функций для моделирования бизнес-процессов.

Классификация – это процесс разбиения набора данных на непересекающиеся группы, обеспечивающий максимальную «близость» элементов одной группы и максимальное различие («удаление») групп. Принципиальной особенностью методов классификации является наличие априорной информации о структуре и/или статистических свойствах анализируемых данных, что позволяет, например, при отнесении очередного объекта к конкретному классу руководствоваться статистическими правилами принятия решения. Нередко для настройки алгоритма используется обучающая выборка (так называемая классификация с обучением), разбиение которой на классы предполагается известным.

Индукция правил как метод анализа данных предусматривает создание неиерархического набора условий, в соответствии с которыми выполняется классификация. Часто индукция правил выполняется путем генерации частичных деревьев решений, а для того чтобы выбрать какое из них применить к входным данным, используются статистические методы. Основное требование к математическому аппарату обнаружения закономернос­тей в данных заключается в ин­терпретируемости результатов. Правила, выражающие найденные закономерно­сти, должны формулироваться на простом и понятном человеку языке логических правил продукции, имеющих следующую общую форму:

IF (условие 1) и (условие 2) и … и (условие N) THEN (следствие М)

Деревья решений являются самым распространенным в настоя­щее время подходом к выявлению и изображению логических закономерностей в виде продукционных правил. Деревья решений можно использовать и при классификации бизнес-процессов технологических систем, к которым относится ХТС. Использование такого подхода позволяет систематизировать организационно-технологические процедуры химико-технологических систем.

Существует много способов классификации бизнес-процессов. Многие ведущие компании, используя процессную ориентацию, провели анализ своей работы и определили список своих основных бизнес-процессов. Оказалось, что их списки содержат разное число основных бизнес-процессов. Следовательно, эти списки отражают конкретные задачи, решаемые отдельными компаниями.

В то же время другие заинтересованные организации выполнили ту же работу, но с более общих позиций. Цель – составление достаточно общего списка основных бизнес-процессов, который бы отражал интересы большого числа других компаний. Двумя основными исполнителями в этой группе были Международный центр сбора и анализа бенчмаркинговой информации (IBC — International Benchmarking Clearinghouse) в Хьюстоне и Европейский фонд управления качеством (EFQM). Моделирование работы предприятий и, как часть этой задачи, определение списков бизнес-процессов выделилось в отдельную самостоятельную область исследований.

При описании бизнес-процессов на этапе описания деятельности "как есть" получается большое количество работ. Для того, что бы повысить эффективность обработки большого количества информации, работы нужно правильно структурировать. Для этого бизнес-процессы, существующие в компании, делят на четыре группы, каждая из которых обладает своими отличительными особенностями:

– основные бизнес-процессы – генерируют доходы компании;

– обеспечивающие бизнес-процессы – поддерживают инфраструктуру компании;

– бизнес-процессы управления – управляют компанией;

–бизнес-процессы развития – определяют пути стратегического развития компании.

Одной из сложностей организации современного менеджмента является наличие слабо формализованных объектов, которыми необходимо эффективно управлять. Для того чтобы, точнее определить подобные объекты приводят несколько определений, которые с разных точек зрения описывают рассматриваемый объект. К группе основных процессов относят следующие бизнес-процессы:

– процессы, создающие или впрямую определяющие добавленную стоимость продукта, который производит компания;

– процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;

– процессы, прямой целью которых является получение доходов;

– процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.

Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес-направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева целей организации (рисунок 6), в котором отображается их иерархия. Главная цель декомпозируется на подцели в соответствии со следующими основными правилами:

– общая цель организации в дереве целей соответствует миссии;

– основная цель должна содержать описание конечного результата;

– реализация подцелей каждого последующего уровня декомпозиции является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

– при формулировке целей приводятся желаемые результаты без уточнения способа их достижения;

– подцели одного уровня независимы друг от друга;

– висячие вершины дерева целей представляют собой задачи, решаемые определенным способом в установленные сроки и представляющие собой бизнес-процессы.

Основные бизнес-процессы определяют профиль бизнеса, имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. В случае их передачи на аутсорсинг, организация теряет свою конкурентоспособность. По мере функционирования предприятия основные бизнес-процессы создаются, развиваются или уничтожаются в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании. В таблице 2 представлены характеристики основных бизнес-процессов ХТС.

Таблица 2Характеристики основных бизнес-процессов.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, которые создают или впрямую определяют добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией; · Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента; · Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов; · Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги. · Представляют бизнес - направления функционирования ХТС; · Являются источником генерирования доходов; · Определяют профиль и этапы функционирования ХТС; · Имеют стратегическое значение; · Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании.

На рисунках 7 и 8 представлено два варианта дерева основных бизнес-процессов ХТС. На рисунке 7 приведены бизнес-процессы, определяющие достижение целей, связанных с выпуском целевых продуктов, а на рисунке 8 – связанные с повышением эффективности организационных и технологических процессов, входящих в структуру ХТС.

В зависимости от этапа жизненного цикла системы и решаемой задачи организации и управления из основных бизнес-процессов ХТС стоится диаграмма в нотации IDEF0, в дальнейшем декомпозируемая на подсистемы (функции) соответствующих ветвей деревьев (рисунки 7 и 18). Таким образом, для реальных задач формируется библиотека моделей бизнес-процессов организации, обеспечивающих процесс моделирования всех задач менеджмента конкретной ХТС

 
 
Рисунок 7 – Дерево основных бизнес-процессов ХТС (выпуск продукции)


Рисунок 8 – Дерево основных бизнес-процессов ХТС (модернизация процесса)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: