double arrow

Бизнес-процессы управления

Входная информация.

Процедуры, входящие в функцию и используемые для управления обеспечивающим бизнес-процессом.

Алгоритмы анализа текущей деятельности организации.

Алгоритмы обработки и представления знаний по организации административно-хозяйственной деятельности предприятия.

Алгоритмы оперативного и тактического планирования.

Задания и заявки на выполнение административно-хозяйственной деятельности.

Показатели текущей деятельности предприятия.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации; – библиотека планов и программ административно-хозяйственных мероприятий ХТС; – библиотека типовых процедур принятия решений.

Дерево, представленное на рисунке 9, включает только некоторые из обеспечивающих бизнес-процессов. Расширение этого списка происходит в случае, когда типовая процедура управления основными бизнес-процессами может быть описана в виде модели обеспечивающего бизнес-процесса, включаемой в библиотеку типовых моделей.

Процессы управления представляют собой реализуемые в форме бизнес-процессов алгоритмы управления основными и обеспечивающими бизнес-процессами организации. Особенность этих процессов заключается в типовой форме организации управления организационно-технологическим объектом, когда процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений(рисунок 10). Различие между процессами определяется параметрами и функциями управляемых объектов, входящих в состав переменных и постоянных ресурсов процесса управления.

Моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации связано с выявлением и анализом проблемы, возникающей при функционировании ХТС. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным регламентированным характеристикам. В ходе составления модели используются как простые логические операции, так и сложные вычислительные алгоритмы и процедуры, основанные на принципах искусственного интеллекта. Информация о регламентированных параметрах и нормативные данные, используемые в модели, хранятся в форме таблиц, как правило, реализуемых в виде базы данных.

 
 
Рисунок 10 – Типовой процесс управления элементом ХТС


Совокупность факторов и условий, определяющих появление проблемы, представляет собой входной объект бизнес-процесса управления «ситуация». Алгоритм анализа ситуации и проблемы с учетом воздействующих на них факторов позволяет составить математическую модель состояния объекта и разработать процедуру формирования и выбора управленческого решения. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, представляемое в виде выходного документа бизнес-процесса.Требования к решениям: обоснованность, четкость формулировки, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения в сопоставлении с затратами), согласованность с другими решениями как по горизонтали, так и по вертикали. Возможно формирования альтернативных управляющих решений.

Для снижения размерности задачи управления и алгоритмизации процедуры её решения используется классификация решений. Классификация позволяет выделить класс задачи и найти методы решений, целенаправленно используя методики моделирования процессов принятия решений (рисунок 11).

Когда в ходе разработки управленческих решений выдается несколько альтернативных вариантов управления, по результатам комплексного анализа объекта управления происходит выбор одного из них. Выполнение принятого решения происходит с использованием выбранного алгоритма управления, реализованного в виде документа. В документе указываются принципы и этапы реализации управленческого решения на основе выбранных методов управления.

Методы управления – этомножество способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, уточнить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций принятия решений. Методы дают возможность сформировать систему правил, приемов и подходов решения задачи, существенно сокращая время и повышая качество управленческого решения.

Выделяют:

общенаучные методы (системный подход, экспериментирование, социологические исследования);

методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д.);

методы выполнения функций управления (планирование, координация, мотивация и т.д.);

методы принятия управленческих решений (постановка проблем, решение проблем, выбор решения, организация выполнения решений).

Важным элементом процесса управления являются люди, принимающие решение индивидуально или в составе коллектива. Выделяют понятие: лицо, принимающее решение (ЛПР), называемое также субъектом решения. Для субъекта возможны варианты индивидуальных или групповых решений. Последний вариант чаще применяется в случаях тактических или стратегических задач.

Логико-математическая модель процесса управления позволяет ускорить процесс выработки решений, повысить качество и сократить количество ошибок в принимаемых решениях, использовать накопленный опыт управления конкретным бизнес-процессом, применять существующие интегрированные программные модули моделирования бизнес-процессов и т.д. Для комплексной реализации и возможного моделирования всех этапов управления используются модели процесса принятия решений.

Типовая структура бизнес-процесса управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов:

· Анализ ситуации и выявление проблемы.

· Поиск альтернативных решений и выбор эффективного алгоритма управления бизнес-процессом.

· Корректировка хода управляемого процесса в соответствии с выбранным алгоритмом управления.

В таблице 4 представлены основные характеристики бизнес-процессов управления ХТС.

Таблица 4 Характеристики бизнес-процессов управления.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, обеспечивающие реализацию алгоритмов управления текущей деятельностью предприятия · Бизнес-процессы, определяющие методику управления тактическими и стратегическими программами развития организации · Имеют типовую внутреннюю структуру, включающую этапы выявления проблемы, поиска управляющих решений, управляющего воздействия. · Различие между процессами управления определяется спецификой регулируемых основных или обеспечивающих бизнес-процессов: технология, персонал, материальное обеспечение, сбыт готовой продукции и т.д.

4.4 Бизнес-процессы развития.

Выделяемые в отдельную группу бизнес-процессы развития представляют собой, как правило, процедуры стратегического управления развитием ХТС. Финансирование этих процессов осуществляется из прибыли предприятия и возврат вложенных средств происходит только после их реализации в результате модернизации или реинжиниринга ХТС в целом или её элементов.

К этой группе относят: бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации, в том числе и процессы проектирования производственных объектов; бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе; бизнес-процессы разработки концепций долговременной маркетинговой политики (совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, технологический маркетинг). Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они реализуются в виде проекта процесса, который реализуется единовременно с использованием процедур, которые относят к технологиям управления проектами, после чего он завершает свое существование. В таблице 5 представлены основные характеристики процессов развития ХТС.

Таблица 5–Характеристики бизнес-процессов развития.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы проектирования; · Бизнес-процессы стратегического планирования выпуска продукции; · Бизнес-процессы стратегического планирования мероприятий повышения эффективности организационно-технологических процессов ХТС, в том числе задачи модернизации и реинжиниринга. · Представляются в форме проектов; · Требуют использования технологий управления проектами; · Используют методику процессного управления. · Требуют единовременного финансирования с отложенным по времени возвратом инвестиций

Входной объект бизнес-процесса развития формируется на основе данных организационно-экономического и технологического мониторинга ХТС и по результатам анализа эффективности основных и обеспечивающих бизнес-процессов ХТС в форме технической заявки или бизнес-предложения.

Алгоритмической основой организации и управления функций бизнес-процессов развития является управление проектами, стратегическое планирование и инновационный менеджмент объектов химической технологии.

Управление проектами – в соответствии с определением международного стандарта ISO 21500, принятого правительством США, странами Евросоюза и правительством России в сентябре 2012 года применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту. Понятие "проект" определяется как уникальный набор процессов, состоящий из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами и выполняемых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих заранее определенным требованиям, при выполнении дополнительных ограничений, таких как время, деньги и ресурсы. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями. Продуктами проекта могут быть:

изменения характеристикпродукции предприятия (разработка проектно-конструкторской и технологической документации на новое изделие или продукт, изменение структуры цены целевого продукта и т.д.);

решение внутренних производственных задач (изменение технологических решений, модернизация или реинжиниринг производственного объекта, повышение эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков и т. д.);

решение внешних задач предприятия (изменение маркетинговой политики, изменения финансовой политики и т.д.).

Формализация стратегии проектирования и выделение в структуре проекта отдельных процедур позволяет разработать типовой бизнес-процесс проектирования, применяемый для основных и обеспечивающих бизнес-процессов ХТС.

Так, например, в традиционной методологии управления проектом последовательность процедур включает:

· Определение среды проекта.

· Формулирование проекта.

· Планирование проекта.

· Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).

· Контроль над выполнением проекта.

Основные процедуры и процессы управления проектом в методологии PMI (Project Management Institute) описаны в стандарте PMBOK и включают:

· Определение требований к проекту.

· Постановка чётких и достижимых целей.

· Баланс конкурирующих требований по качеству, возможностям, времени и стоимости.

· Адаптация спецификаций, планов и подходов для нужд и проблем различных заинтересованных лиц.

Процедуры управления проектом по методологии PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments 2 ):

· Начало проекта (SU).

· Запуск проекта (IP).

· Планирование проекта (PL).

· Управление проектом (DP).

· Контроль стадий (CS).

· Контроль границ стадий (SB).

· Управление производством продукта (MP).

· Завершение проекта (CP).

Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Система стратегического планирования дает возможность менеджменту организации определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти на предприятии для повышения его конкурентоспособности, какие ресурсы необходимы для успешного развития организации. Если раньше стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов, то в настоящее время все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегии развития, что способствует систематизации этих работ и, как следствие, моделированию стратегического планирования как бизнес-процесса.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

· Определение миссии и целей организации;

· Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон организации, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

· Выбор стратегии.

· Реализация стратегии.

· Оценка и контроль выполнения

Рассмотрим содержание этапов, представляемых в модели бизнес-процесса в виде функций.

Результат бизнес-процесса развития представляет собой информационный объект «стратегический план». Стратегический план это план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании. В плане рассматривается алгоритм стратегического управления бизнес-процессом развития.

Стратегическое управление (менеджмент) функция бизнес-процесса, связанная с разработкой и реализацией действий или стратегий, ведущих к долгосрочному превышению уровня эффективности деятельности организации над уровнем конкурентов. Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Выделяют следующие элементы стратегии: стратегия как план; стратегия как позиция; стратегия как приём; стратегия как перспектива.

Для выбора и формирования стратегии используется процедура стратегического анализа, который является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления. Основным методом такого анализа является построение двумерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

В основе выбора управляющих воздействий бизнес-процесса развития и формирования алгоритма управления им лежит методическое обеспечение инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – этовзаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки; вторая представляет собой жизненный цикл продукта. Инновационный процесс это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние, в большинстве случаев, неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

В состав основных задач инновационного менеджмента входят:

· Планирование инновационной деятельности организации, которое включает ориентацию деятельности организации на инновации, определение стратегических направлений и целей инновационной деятельности и выбор оптимальной для каждого направления стратегии развития.

· Организация инновационной деятельности.

· Мотивация участников инновационной деятельности.

· Систематическая оценка результатов инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: