Незаконная охота (ст. 288 УК)

Объектом незаконной охоты являются общественные отношения в области рационального использования, охраны, воспроизводства и обеспечения экологически необходимой численности животного мира.

Все дикие звери и птицы, в том числе выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РК, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают, составляют государственный охотничий фонд. Его охрана и использование регулируются специальными правилами.

Охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Незаконной является охота без надлежащего на то разрешения компетентных органов в зависимости от того, за кем эти угодья закреплены, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами и прочее. Незаконная охота признается преступлением лишь при наличии одного из следующих, указанных в законе, признаков:

1. Причинение крупного ущерба (ущерба, в триста раз превышающего месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления).

2. Охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, которая может повлечь гибель большого количества птиц и зверей. Кроме того, в результате такой охоты, особенно при применении взрывоопасных веществ и газов, появляется значительное количество искалеченных птиц и зверей. Механическими транспортными средствами являются автомашины различных марок и назначения, мотоциклы, катера, моторные лодки. В законе говорится также и о воздушном судне, например, вертолете. Транспортное средство при этом должно использоваться как орудие охоты, а не как средство доставки нарушителей к месту охоты или перевозки добытого.

3. Охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в Типовых правилах охоты, утвержденных Главным управлением по охране животного мира 13 февраля 1991 года. Эти редкие или находящиеся под угрозой исчезновения птицы и звери включаются в Красную книгу Республики Казахстан (в настоящее время в Красную книгу РК включено 129 видов и подвидов позвоночных животных: млекопитающие - 42 вида; птицы - 58 видов; пресмыкающиеся - 10 видов; земноводные - 3 вида; рыбы -16 видов и беспозвоночных животных -106 видов) и а Красные книги ее субъектов.

4. Охота на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией, которая в любом случае влечет истребление зверей и птиц, находящихся под особой охраной государства (природные заповедники, включающие биосферные, национальные и природные парки, памятники природы, природные заповедные зоны, заказники, зоологические парки, ботанические сады и дендрологические парки (ст. 67 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года) либо находящиеся в условиях чрезвычайного нарушения экологической системы (см. анализ статей 278 и 279 УК РК).

Незаконная охота, предусмотренная пунктом «а» части 1 статьи 288 УК, признается оконченным преступлением с момента причинения крупного ущерба. В остальных случаях (пункты «б», «в», «г») - с момента начала выслеживания птиц и зверей независимо от того, были ли они отстреляны или отловлены. Это вытекает из нормативного определения понятия «охота».

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цель совершения этого преступления на квалификацию не влияют, но должны учитываться при индивидуальности наказания. В большинстве случаев это корыстный мотив.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В части 2 рассматриваемой статьи предусмотрен квалифицирующий признак незаконной охоты: то же деяние, совершенное с использованием своего служебного положения. Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, могут быть разнообразными. Для того чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были нарушены должностным лицом, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности.

Установление пределов полномочий должностного лица - необходимая предпосылка, позволяющая рассматривать определенные действия (бездействие) должностного лица как злоупотребление служебными полномочиями. Использование должностным лицом своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или бездействует, не совершая обязательных для него действий) по службе в пределах круга его служебных полномочий. Опасность злоупотребления должностными полномочиями определяется именно тем, что преступное деяние при рассматриваемом преступлении совершается при исполнении должностным лицом обязанностей непосредственно по службе.

Понятия «группой лиц по предварительному сговору» и «организованной группой» раскрыты при рассмотрении статьи 31 У.К РК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: