Распределение доходов

Для осуществления действенной и адекватной экономической политики необходимо иметь довольно полную информацию об экономическом и социальном положении населения. Важным показателем является доход на душу населения. Но произведенный доход на душу населения еще прямо не характеризует уровень жизни населения. Российской статистикой уровень жизни населения характеризуется через денежные доходы и расходы населения, динамику реальных доходов, показатели дифференциации доходов, уровень безработицы, потребление продуктов питания, покупательную способность денежных средств. Статистические сборники России регулярно публикуют данные по рынку труда и состоянию социального сектора и так далее.
Применяемые обычно в мировой практике показатели благосостояния можно разбить на четыре группы:
• индикаторы дохода;
• комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы;
• индикаторы социального участия;
• субъективные индикаторы.

Показатели дохода. Для оценки уровня жизни чаще всего используют индикаторы дохода, основанные на существующих данных о доходах и расходах. Измерение благосостояния путем использования показателей расходов на потребление можно часто встретить в многоцелевых обследованиях бедности, проведенных международными организациями в ряде стран. Современная система национальных счетов (СНС) исходит из концепции дохода, разработанной Д. Хиксом, согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не делая себя беднее, то есть не уменьшая накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Существует бесконечное множество разных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества, может сильно различаться. Экономическая теория сама по себе не способна указать, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения. Выбор среди оптимальных (эффективных) вариантов использования ресурсов есть вопрос социальной справедливости, который требует применения функции общественного благосостояния. Движение из одной точки, соответствующей оптимальному по Парето распределению, к другой такой же точке часто требует вмешательства государства, связанного с перераспределением доходов или ресурсов общества.
Доход владельцев факторов определяется на рынке факторов. Как мы знаем, владельцы предприятий выплачивают собственникам факторов (труда и капитала, для простоты отвлечемся от затрат на землю) плату, соответствующую предельному продукту каждого фактора. Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все производственные ресурсы, называется экономической прибылью собственников фирм. Теорема об "исчерпании" устанавливает правила распределения доходов на совершенно конкурентных рынках. Она гласит, что если владельцы производственных ресурсов получают плату от фирмы за их использование, в точности равную предельному продукту этих ресурсов, то экономическая прибыль равна нулю (если предположить, что производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба)
Итак, основные формы доходов в рыночной экономике следующие: трудовые доходы (заработная плата), доходы на капитал (процент), прибыль, доходы собственников небольших фирм, включающие не только доход на принадлежащий им капитал, но и на собственную землю и вложенный самим собственником труд, и рента - ход собственников земли. Переход к рынку в России привел, как явствуют эти данные, к росту неравенства до "международного уровня". Переход к рынку в большинстве стран с плановой экономикой привел к существенному снижению объема производства и росту неравенства в распределении доходов. Если мы возьмем интегральную меру благосостояния, то есть учтем тот факт, что общественные предпочтения отдают преимущество системе с более равным распределением дохода, то окажется, что падение благосостояния было особенно сильным. Такой прирост неравенства не является катастрофическим, как показывает международный опыт. Так, за десять лет пребывания М.Тэтчер у власти индекс Джини возрос более чем на 10 процентных пунктов, а глубина и радикальность преобразований были не столь глубокими, как в бывших социалистических странах.
Уровень, структура и динамика денежных доходов и расходов населения в условиях переходной экономики дают важнейшую характеристику кардинальных изменений в уровне жизни и социально-экономических отношений общества. Вместе с тем доходы населения - все возрастающий источник осуществления социальных выплат, а их перераспределение государством становится зачастую ключевым элементом, определяющим структуру государственного регулирования экономики страны в целом.

Переходные экономики формируют качественно новую структуру доходов населения. Это выражается, во-первых, в формировании и интенсивном развитии новых форм доходов. Доходы от собственности, включающие поступления процентов, дивидендов, ренты и другие поступления от продажи акций и других ценных бумаг. До начала реформы эта статья доходов была незначительной. Другая статья, определяющая структурные изменения доходов, доходы от предпринимательства и прочие поступления,увеличилась по доле в сравнении с 1980 г. более чем в 5 раз. Во-вторых, в структуре денежных доходов наметилась тенденция уменьшения роли социальных трансфертов, включающих в себя пенсии, стипендии различные пособия. Этот процесс отражает не только относительное уменьшение данного элемента, связанное с изменением роли данных трансфертов, но и нарастание задолженности государства по социальным выплатам.

В-третьих, новая структура денежных доходов характеризуется резкой дифференциацией доходов разных групп при концентрации основной массы доходов у небольшой части общества денежных доходов. В-четвертых, соотношение денежных доходов населения и прожиточного минимума показывает, что значительная часть населения имеет доходы ниже и значительно ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум населения рассчитывается в России на основании методики Министерства труда, утвержденной в 1992 г. с учетом половозрастного состава населения. В него включаются расходы на продукты питания из расчета их минимального потребления, определенного специальными исследовательскими организациями; расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и другие платежи, исходя из структуры на них у 10%наименее обеспеченных семей. Наличие значительной части населения, которая имеет уровень жизни ниже черты прожиточного минимума, ставит перед переходной экономикой особую проблему борьбы с бедностью.

Бедность - это экономическое состояние части общества, которое не имеет минимальных по нормам данного общества средств существования. Вместе с тем бедность это не чисто экономический феномен. Устойчивая бедность порождает особый образ (стиль) жизни. При определенных условиях это состояние закрепляется за определенной частью общества, превращая ее в постоянно воспроизводящийся слой. Нельзя охарактеризовать понятие бедности, не упомянув о ее продолжительности. Сравнительно короткие периоды сокращения доходов, которые можно компенсировать предыдущими сбережениями, не позволяют отнести данных лиц к числу бедных. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временным отказом от определенного типа потребления(приобретение дорогостоящих товаров, услуг и так далее).Количество бедных изменяется в зависимости от определения черты бедности. В мировой практике используются два метода построения черты бедности.
Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни,определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, то есть на основе стоимости корзины товаров,достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России это -прожиточный минимум. Если абсолютная черта бедности основывается на универсальных потребностях, то относительная бедность - на относительных,изменяющихся в зависимости от социальных и культурных условий.

Относительная черта бедности использует для базы уровень доходов (расходов) домашнего хозяйства, сложившегося в среднем по стране, и определяет уровень, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в государствах ЕС - ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).

Существующие методы определения бедных в странах можно сгруппировать следующим образом:
- нормативный - по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора;
- относительный -определенный процент от среднего дохода;
- статистический, когда в качестве бедных рассматриваются10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;
- стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и ограничены в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды,женщины с маленькими детьми, дети без родителей, безработные, беженцы и так далее);
- самооценка, то есть бедные определяются, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента. Бедность характеризуется распространенностью (число бедных),глубиной и остротой. Число бедных колеблется по разным странам, а для отдельной страны в зависимости от экономической ситуации.
Для преодоления бедности в стране рассчитывается лаг бедности или дефицит дохода, то есть оценивается величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума. Часто при таких расчетах предполагается, что адресность программ составляет 100%.
Комбинированные индикаторы. Для расчета таких индикаторов используются статистические данные о доходах, грамотности, здоровье, питании,состоянии жилищного строительства, водоснабжении и санитарных условиях. Эти данные трудно сравнивать, поэтому создаются комбинированные индексы, что позволит представить уровень благосостояния в виде обобщающего показателя.Комбинированные методы измерения уровня жизни и благосостояния чаще используются не для измерения благосостояния отдельных индивидов, а государства. В ООН был предложен в качестве комбинированного показателя индекс качества жизни.
В него входят такие основные показатели, как:
• состояние здравоохранения;
• уровень образования;
• средняя продолжительность жизни;
• степень занятости населения;
• платежеспособность населения;
• доступ к политической жизни.

Расчет некоторых показателей, входящих в индекс качества жизни, вызвал затруднения. В 1990 г. появился новый показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно - индекс человеческого развития(ИЧР). Индекс развития человеческого потенциала содержит четыре проблемы и измеряется тремя показателями. К важнейшим проблемам (парадигмам) развития человеческого потенциала относятся:
• продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
• равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользовании благами;
• устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
• расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.
В числе ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт. Основной принцип ИЧР основан на способности данной страны достигать поставленных целей в области человеческого развития по шкале от 0 до 1.Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, страны с показателем между 0,5 и 0,8 - средний, а страны с показателем, превышающим 0,8 - высокий уровень.

Контрольные вопросы:

1. Что такое общественные товары? Чем они отличаются от частных товаров? От чего зависит соотношение между государственным и частным сектором экономики?

2. В чем суть регулирующей функции государства?

3. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

4. Какими методами государство может воздействовать на частный сектор экономики?

5. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

· Маяки

· Электроэнергия

· Полиция

· Оборона страны

· Защита от наводнений в масштабах страны.

6.Какие из перечисленных ниже относится к чистым общественным благам:

a) Освещение улиц

b) Охрана правопорядка в городе

c) Автостоянки

d) Ипподромы

e) Теннисные корты

f) Наблюдение за чистотой парков города.

7.В чем заключается проблема «безбилетника», отказав ему в услуге, за которую он не заплатил? Всегда ли такое решение благоприятно для общества?

8.Объясните, с точки зрения теории общественного выбора, почему правительство может принимать такие решения, противоречащие интересам общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: