Первичное распределение доходов

Уравнительное распределение имеет место, когда все члены об­щества (или его определенной части) получают равные доходы или блага.

Рыночное распределение предполагает, что каждый владелец того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринима­тельских способностей, земли, капитала) получает доход в соот­ветствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью свое­го фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (т. е. наемным работникам) действует известный принцип распре­деление по труду. Он означает, что доходы трудящихся за­висят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов.

Распределение по накопленному имуществу проявляется в полу­чении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.).

Привилегированное распределение особенно характерно для не­демократических обществ, в которых люди, находящиеся у вла­сти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде установленных для себя повышенных окладов и пенсий, улучшен­ных условий жизни, труда и отдыха, так называемого спецобслу­живания и других льгот).

В реальности все эти принципы обычно сочетаются. Например, в СССР преобладала уравниловка, но ее в значительной мере до­полняли многообразные привилегии для руководства КПСС и гос­аппарата.

В настоящее время в соответствии с общепринятой системой национальных счетов доминирует рыночное распределение дохо­дов. Система национальных счетов (СНС) представляет собой со­вокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использова­ние национального продукта и дохода.

В соответствии с системой национальных счетов исходным для макроэкономических изменений является показатель валовой (об­щей) стоимости всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подразделяют на два вида про­дукции:

• промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комп­лектующие изделия);

• конечную, которая идет в конечное потребление.

Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на

каждой технологической стадии изготовления готовой продукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется главный мак­роэкономический показатель — валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная стои­мость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Создан­ный ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимо­сти (добавленная стоимость — разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех от­раслей.

В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стои­мостью вывезенных из страны товаров и стоимостью введенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторго­вой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопо­ставлений степени развитости экономики применяется показа­тель валового внутреннего продукта (ВВП). Он определяет собой ВНП за вычетом сальдо (от итальянского saldo — расчет, оста­ток) платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты толь­ко внутри каждой страны.

Валовой национальный продукт и ВВП образуют базу для ис­числения других макроэкономических показателей. Что это за по­казатели?

В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возни­кающая в материальном производстве и сфере нематериальных услуг, но и амортизация (часть конечной продукции, которая воз­мещает израсходованный основной капитал, идет на восстанов­ление машин, инструмента и т.п.). Если из ВНП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный про­дукт (ЧИП).

В свою очередь в ЧНП входят косвенные налоги, устанавлива­емые государством.

Косвенные налоги — особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Так, в США их именуют «на­логи с продаж», они составляют 10 % ЧНП. Такие налоги оплачи­вают покупатели, теряющие на этом часть своих доходов. Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то в конечном счете образуется показатель национального дохода.

Национальный доход — это совокупность доходов всех участни­ков сфер материального производства и нематериальных услуг

Один из наиболее распространенных способов расчета ВНП — распределительный способ, в соответствии с которым ВНП есть общая сумма доходов всех хозяйственных единиц и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизацион­ных отчислений. Точнее говоря, ВВП как поток доходов пред­ставлен:

• во-первых, доходами владельцев факторов производства (т. е. суммой заработной платы, процента, рентных платежей и других имущественных доходов на собственность до уплаты налогов);

• во-вторых, доходами государства в виде различных косвен­ных налогов;

• в-третьих, в доходах предпринимательского сектора необхо­димо учесть амортизационные отчисления, которые идут на по­купку инвестиционных товаров.

Можно учесть ВНП как сумму первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступ­ления по социальному страхованию) и амортизационных отчис­лений. Более детально ВНП как поток доходов включает следую­щие компоненты:

Заработная плата работников — это прежде всего заработная плата, которая выплачивается государством и предпринимателя­ми рабочим, специалистам, плюс множество дополнений к ней (взносы нанимателей на социальное страхование и в разнообраз-

ные частные фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы).

2. Прибыли фирм и корпораций — это доход, который остает­ся после вычета расходов производителя на заработную плату, ренту и процент. Они используются на уплату налогов, дивиден­дов, нераспределенную прибыль корпораций.

3. Доходы некорпорированных предприятий, находящихся в индивидуальной или семейной собственности, и доходы само­стоятельных работников (адвокатов, писателей).

4. Доходы владельцев собственности (недвижимости и природ­ных ресурсов), т.е. рентные платежи.

5. Процент на ссудный капитал, использованный при произ­водстве ВНП. Ссудный процент представляет собой выплату дохо­да частного бизнеса собственникам денежного капитала.

6. Амортизация — ежегодные отчисления, которые показывает объем потребительного капитала в процессе производства.

Кроме того, в состав ВНП по доходам включаются косвенные налоги, т.е. налоги на добавленную стоимость, с продажи това­ров, акцизы, таможенные пошлины; эти незаработанные дохо­ды государство получает для своего содержания посредством увеличения цен. Государственные субсидии из ВНП вычитаются (см. рис. 9.1).

2. Вторичное распределение доходов

Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантирует­ся прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ. Их достаточно много: фундаментальные науч­ные исследования, искусство, литература, культура в целом, на­родное образование на всех уровнях, оборона, управление, доро­ги. Эти блага служат всем и каждому. Кроме того, производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, количества потре­бителей благ. Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им; надо содержать суды независимо от количества рассматриваемых ими дел. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство на­званных общественных благ, с граждан взимают налоги незави­симо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными об­щественными товарами. С помощью налогов осуществляется вто­ричное распределение (или перераспределение) первичных до­ходов.

Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Возрастание регулирующей роли государства привело к абсо­лютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно

стало располагать, относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы пере­распределялось 9 — 18 % национального дохода, то с 60 —70 гг. — 50 % и более.

На основе использования налогов осуществляется формирова­ние государственного бюджета — самого мощного рычага регули­рования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоря­жается правительство.

Государственный бюджет представляет собой форму образова­ния централизованных денежных средств, расходуемых на обес­печение сбалансированного развития экономики, решение соци­альных проблем населения, обеспечение государственных-нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные иссле­дования, ведется подготовка и переподготовка квалифицирован­ной рабочей силы и т.д.

Через государственный бюджет государство осуществляет рас­пределительную функцию, которая направлена, в основном, на уменьшение социального неравенства, путем проведения соот­ветствующей социальной политики. При этом необходимо иметь в виду, что социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на культуру, образование, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсион­ного обеспечения, как осуществляется социальная защита насе­ления от бедности и т.д. Социальная сторона уровня жизни про­сматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет урав­ниловку или дифференцирует поступление доходов.

В социалистической системе хозяйствования проводилась об­щегосударственная политика выравнивания доходов, сводившая­ся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что урав­ниловка — зло, тогда на повестку распределения доходов встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поля­ризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки Дифференциации доходов — это еще большее зло, чем уравни­ловка или благо для экономики? Необходима в этом плане оцен­ка социальных последствий дифференциации доходов. Эти проб­лемы давно уже оказались в поле зрения экономистов.

Каковы же главные причины существования неравенства в рас­пределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различие в способно­стях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и Непривлекательность работы, владение собственностью, господство На рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.

Люди обладают разными интеллектуальными способностями, большинство из которых унаследовано от родителей и развито обществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, фи­зических данных и эстетических способностях. Бытовавшее дли­тельное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно. Общество, соци­альная среда могут только развить то, что изначально заложено в человеческом организме. Сколько бы ни старались специалисты научить человека петь или играть на музыкальном инструменте, этого не получится, если он не унаследовал задатков от родите­лей, дедушек и бабушек. Но если эти задатки есть, и они своевре­менно обнаружены и развиты, человек получает право занимать­ся особой или исключительной работой и получать за это более высокое вознаграждение.

Образование и профессиональные знания также предопреде­ляют различия в доходах.

Сложность и непривлекательность работы также связаны с раз­мером дохода. Сложный труд — это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть при­влекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд му­сорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не из­бежать, обществу приходится вознаграждать такой труд, учиты­вая степень его «непривлекательности».

«Богатство порождает богатство» — этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственно­сти определенный доход в виде процента или дивиденда. Так, около 10 % семей в США владеют свыше 70 % всех акций и около 50 % всего недвижимого имущества. Это позволяет собственнику по­добных акций и облигаций формировать самый высокий в обще­стве уровень доходов — 50 тыс. долл. в год и выше.

Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результативности производства — равенство или неравен­ство в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работни­ков в зависимости от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом. И, тем не менее, вопрос не ясен и требует ответа. Если допуска­ется неравенство экономическое, значит, допускается и неравен­ство социальное. Если исходить из необходимости экономическо­го неравенства, возникает вопрос о том, какова должна быть опти­мальная степень этого неравенства.

Основной аргумент в пользу равного распределения состоит в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворе­ния нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удов­летворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы рас­пределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.

Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производительной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются при­чины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.

Следовательно, наращивать доходы придется вне сферы про­изводства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда един­ственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому, но тогда первый потребитель окажется незаин­тересованным в получении большего дохода и станет хуже рабо­тать. От этого сократится общая часть дохода. Поэтому справедли­вым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравен­ство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов, поэтому вывод дол­жен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.

В этом отношении представляет значительный интерес, вы­двинутый известным американским экономистом М. Фридманом проект «отрицательного подоходного налога» (ОПН), призван­ный заменить существующие программы борьбы с бедностью. От­рицательный налог должен поддерживать малоимущих, но не под­рывать стимулы трудиться и зарабатывать деньги.

Вот как действует схема ОПН. Правительство устанавливает субсидию такого размера, который гарантирует минимально при­емлемый уровень существования. Этой «гарантией» в полном объеме Могут распорядиться только семьи, не имеющие заработанных Доходов. Обозначим ее Т. Это, собственно, и есть отрицательный налог, потому что семьи его не выплачивают, а получают. Если появляется заработок W, то субсидия понижается на величину Ш, где X — некоторый постоянный процент от заработанной сум-

мы. Таким образом, каждое повышение общего дохода семьи рав­но (100 - X) % прироста заработка. Хменьше 100 %, поэтому ОПН поддерживает малообеспеченные семьи и в то же время побужда­ет людей трудиться и зарабатывать деньги. Когда общий доход се­мьи достигает некоторого уровня, предопределенного параметра­ми Т и X, субсидия обращается в 0. Этот уровень равен (Т/А') 100. Пусть, например, Т = 10 тыс. долл., X = 50%. Тогда субсидия ста­новится равной 0 при общем доходе семьи 20 тыс. долл. При даль­нейшем повышении дохода человек становится нетто-плателыци- ком налога.

Согласно Фридману, более совершенная социальная програм­ма позволит обществу добиться большего равенства и большей эффективности одновременно.


2-38

2-40

2-42


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: