Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества (или его определенной части) получают равные доходы или блага.
Рыночное распределение предполагает, что каждый владелец того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (т. е. наемным работникам) действует известный принцип распределение по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов.
Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.).
Привилегированное распределение особенно характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде установленных для себя повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, так называемого спецобслуживания и других льгот).
В реальности все эти принципы обычно сочетаются. Например, в СССР преобладала уравниловка, но ее в значительной мере дополняли многообразные привилегии для руководства КПСС и госаппарата.
В настоящее время в соответствии с общепринятой системой национальных счетов доминирует рыночное распределение доходов. Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода.
В соответствии с системой национальных счетов исходным для макроэкономических изменений является показатель валовой (общей) стоимости всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подразделяют на два вида продукции:
• промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комплектующие изделия);
• конечную, которая идет в конечное потребление.
Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на
каждой технологической стадии изготовления готовой продукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется главный макроэкономический показатель — валовой национальный продукт.
Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимости (добавленная стоимость — разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей.
В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью введенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Он определяет собой ВНП за вычетом сальдо (от итальянского saldo — расчет, остаток) платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты только внутри каждой страны.
Валовой национальный продукт и ВВП образуют базу для исчисления других макроэкономических показателей. Что это за показатели?
В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возникающая в материальном производстве и сфере нематериальных услуг, но и амортизация (часть конечной продукции, которая возмещает израсходованный основной капитал, идет на восстановление машин, инструмента и т.п.). Если из ВНП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный продукт (ЧИП).
В свою очередь в ЧНП входят косвенные налоги, устанавливаемые государством.
Косвенные налоги — особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Так, в США их именуют «налоги с продаж», они составляют 10 % ЧНП. Такие налоги оплачивают покупатели, теряющие на этом часть своих доходов. Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то в конечном счете образуется показатель национального дохода.
Национальный доход — это совокупность доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг
Один из наиболее распространенных способов расчета ВНП — распределительный способ, в соответствии с которым ВНП есть общая сумма доходов всех хозяйственных единиц и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационных отчислений. Точнее говоря, ВВП как поток доходов представлен:
• во-первых, доходами владельцев факторов производства (т. е. суммой заработной платы, процента, рентных платежей и других имущественных доходов на собственность до уплаты налогов);
• во-вторых, доходами государства в виде различных косвенных налогов;
• в-третьих, в доходах предпринимательского сектора необходимо учесть амортизационные отчисления, которые идут на покупку инвестиционных товаров.
Можно учесть ВНП как сумму первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию) и амортизационных отчислений. Более детально ВНП как поток доходов включает следующие компоненты:
Заработная плата работников — это прежде всего заработная плата, которая выплачивается государством и предпринимателями рабочим, специалистам, плюс множество дополнений к ней (взносы нанимателей на социальное страхование и в разнообраз-
ные частные фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы).
2. Прибыли фирм и корпораций — это доход, который остается после вычета расходов производителя на заработную плату, ренту и процент. Они используются на уплату налогов, дивидендов, нераспределенную прибыль корпораций.
3. Доходы некорпорированных предприятий, находящихся в индивидуальной или семейной собственности, и доходы самостоятельных работников (адвокатов, писателей).
4. Доходы владельцев собственности (недвижимости и природных ресурсов), т.е. рентные платежи.
5. Процент на ссудный капитал, использованный при производстве ВНП. Ссудный процент представляет собой выплату дохода частного бизнеса собственникам денежного капитала.
6. Амортизация — ежегодные отчисления, которые показывает объем потребительного капитала в процессе производства.
Кроме того, в состав ВНП по доходам включаются косвенные налоги, т.е. налоги на добавленную стоимость, с продажи товаров, акцизы, таможенные пошлины; эти незаработанные доходы государство получает для своего содержания посредством увеличения цен. Государственные субсидии из ВНП вычитаются (см. рис. 9.1).
2. Вторичное распределение доходов
Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ. Их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Эти блага служат всем и каждому. Кроме того, производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, количества потребителей благ. Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им; надо содержать суды независимо от количества рассматриваемых ими дел. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, с граждан взимают налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами. С помощью налогов осуществляется вторичное распределение (или перераспределение) первичных доходов.
Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.
Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно
стало располагать, относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9 — 18 % национального дохода, то с 60 —70 гг. — 50 % и более.
На основе использования налогов осуществляется формирование государственного бюджета — самого мощного рычага регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.
Государственный бюджет представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных-нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.
Через государственный бюджет государство осуществляет распределительную функцию, которая направлена, в основном, на уменьшение социального неравенства, путем проведения соответствующей социальной политики. При этом необходимо иметь в виду, что социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на культуру, образование, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как осуществляется социальная защита населения от бедности и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов.
В социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что уравниловка — зло, тогда на повестку распределения доходов встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поляризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки Дифференциации доходов — это еще большее зло, чем уравниловка или благо для экономики? Необходима в этом плане оценка социальных последствий дифференциации доходов. Эти проблемы давно уже оказались в поле зрения экономистов.
Каковы же главные причины существования неравенства в распределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различие в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и Непривлекательность работы, владение собственностью, господство На рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.
Люди обладают разными интеллектуальными способностями, большинство из которых унаследовано от родителей и развито обществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях. Бытовавшее длительное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно. Общество, социальная среда могут только развить то, что изначально заложено в человеческом организме. Сколько бы ни старались специалисты научить человека петь или играть на музыкальном инструменте, этого не получится, если он не унаследовал задатков от родителей, дедушек и бабушек. Но если эти задатки есть, и они своевременно обнаружены и развиты, человек получает право заниматься особой или исключительной работой и получать за это более высокое вознаграждение.
Образование и профессиональные знания также предопределяют различия в доходах.
Сложность и непривлекательность работы также связаны с размером дохода. Сложный труд — это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть привлекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не избежать, обществу приходится вознаграждать такой труд, учитывая степень его «непривлекательности».
«Богатство порождает богатство» — этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда. Так, около 10 % семей в США владеют свыше 70 % всех акций и около 50 % всего недвижимого имущества. Это позволяет собственнику подобных акций и облигаций формировать самый высокий в обществе уровень доходов — 50 тыс. долл. в год и выше.
Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результативности производства — равенство или неравенство в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работников в зависимости от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом. И, тем не менее, вопрос не ясен и требует ответа. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное. Если исходить из необходимости экономического неравенства, возникает вопрос о том, какова должна быть оптимальная степень этого неравенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения состоит в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.
Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производительной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.
Следовательно, наращивать доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда единственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому, но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая часть дохода. Поэтому справедливым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов, поэтому вывод должен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.
В этом отношении представляет значительный интерес, выдвинутый известным американским экономистом М. Фридманом проект «отрицательного подоходного налога» (ОПН), призванный заменить существующие программы борьбы с бедностью. Отрицательный налог должен поддерживать малоимущих, но не подрывать стимулы трудиться и зарабатывать деньги.
Вот как действует схема ОПН. Правительство устанавливает субсидию такого размера, который гарантирует минимально приемлемый уровень существования. Этой «гарантией» в полном объеме Могут распорядиться только семьи, не имеющие заработанных Доходов. Обозначим ее Т. Это, собственно, и есть отрицательный налог, потому что семьи его не выплачивают, а получают. Если появляется заработок W, то субсидия понижается на величину Ш, где X — некоторый постоянный процент от заработанной сум-
мы. Таким образом, каждое повышение общего дохода семьи равно (100 - X) % прироста заработка. Хменьше 100 %, поэтому ОПН поддерживает малообеспеченные семьи и в то же время побуждает людей трудиться и зарабатывать деньги. Когда общий доход семьи достигает некоторого уровня, предопределенного параметрами Т и X, субсидия обращается в 0. Этот уровень равен (Т/А') 100. Пусть, например, Т = 10 тыс. долл., X = 50%. Тогда субсидия становится равной 0 при общем доходе семьи 20 тыс. долл. При дальнейшем повышении дохода человек становится нетто-плателыци- ком налога.
Согласно Фридману, более совершенная социальная программа позволит обществу добиться большего равенства и большей эффективности одновременно.
2-38
2-40
2-42