Рациональная бюрократия Вебера

Первой систематизированной моделью ОСУ является бюрократическая. Она осталась доминирующей формой ОСУ.

Концепция бюрократии сформулирована Вебером в начале ХХ века. Это была модель – идеал к которому должна стремится любая организация.

Принципы рациональной бюрократии Вебера:

1) Четкое разделение труда;

2) Иерархичность уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему;

3) Наличие системы правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей;

4) Дух формальной обезличенности с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;

5) Подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Вебер полагал, что личные цели собственников организации и ее сотрудников не должны входить в противоречие с целями организации. Эти идеи часто не совпадают на практике.

Недостатки данной модели:

§ Отсутствие гибкости: все проблемы решаются в ней в рамках принятых правил и процедур – реакция замедленная.

§ Бюрократ не может быть наказан: он с официальной точки зрения своей организации действовал правильно.

В реальных условиях действует множество организационных структур, в которых имеются устойчивые закономерности формирования. Эти закономерности позволяют свести все действующие структуры к небольшому числу, их разновидностей.

1.Линейная структура. (наиболее приемлемая для простых, неразвитых форм производства)

ЛСУ – иерархическая система руководителей разных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное руководство всеми подчиненными ему нижестоящими руководителями, а каждый руководитель нижерасположенного уровня имеет только одного непосредственного начальника в лице соответствующего руководителя выше прилегающего уровня.


ДОСТОИНСТВА:

§ Прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства;

§ Подчиненные не могут получить противоречивого задания (человек может подчинятся только одному лицу);

§ Руководство полностью отвечает за результаты работы;

§ Относительно небольшие затраты на управление в виду отсутствия промежуточных звеньев и уровней управления.

§ четкая система взаимных связей функций и подразделений;

§ четкая система единоначалия; ясно выраженная ответственность;

§ быстрая реакция исполнителей.

НЕДОСТАТКИ:

§ Руководитель должен обладать разносторонними знаниями.

§ отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

§ тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем;

§ малая гибкость и приспосабливаемость к изменению ситуации; перегрузка управленцев верхнего уровня.)

Пример линейной структуры управления.

2.Линейно-штабная структура управления.

Здесь в помощь линейным руководителям создаются специализированные подразделения, которые выполняют конкретные функции, но они еще не наделяются исполнительной властью.

ЛШСУ включает специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования.

ДОСТОИНСТВА:

· более глубокая проработка стратегических вопросов;

· некоторая разгрузка высших руководителей;

· возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

НЕДОСТАТКИ:

· недостаточно четкое распределение ответственности;

· тенденции к чрезмерной централизации управления;

Линейные руководители имеют возможность принимать более качественные решения. При большом количестве управленческих задач нагрузки на руководителя остаются высокими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: