double arrow

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Анализ выполнения плана договорных обязательств по поставке продукции

Анализ выполнения плана договорных обязательств по поставке продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Недовыполнение плана по договорам может обернуться для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может в условиях конкуренции потерять рынки сбыта продукции, что неизменно повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Источником информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно – технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет также служит источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Применение ЭВМ позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта и проводится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Резервы роста объема производства и реализации продукции – количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, в основе которой лежит группировка резервов по одному из признаков, т.е. за счет улучшения использования: Трудовых ресурсов; Средств труда; Предметов труда.

Так как объем реализации на прямую зависит от изменения объема производства продукции, целесообразно в первую очередь уделить внимание изысканию резервов увеличения объема произведенной продукции, которое проводится по следующим основным направлениям:

Создание дополнительных рабочих мест;

Внедрение мероприятий научно-технического прогресса;

Повышение производительности труда за счет его интенсификации (совмещение профессий, научная организация труда, повышение квалификации. распространение передового опыта и т.д.);

Улучшение использования рабочего времени (сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат)

Полнота подсчете резервов зависит от определения решающей группы ресурсов, по которой надо изыскать резервы в первую очередь. Расчет резервов увеличения объема продукции производится следующим образом:

· за счет создания дополнительных рабочих мест – количество дополнительных рабочих мест * возможную среднегодовую выработку рабочего;

· за счет ввода нового оборудования – время работы вновь вводимого оборудования * возможную выработку продукции за 1 машино-ч работы вновь вводимого оборудования;

· за счет ликвидации потерь рабочего времени – потери рабочего времени по зависящим от предприятия причинам * возможная среднечасовую выработку;

· за счет сокращения потерь рабочего времени оборудования – потери времени работы оборудования – возможную выработку 1 машино-ч работы оборудования;

· за счет внедрения мероприятий НТП по совершенствованию технологии и организации производства и труда – время работы в отчетном периоде конкретного вида оборудования, по которому внедряются мероприятия НТП * разность между выработкой продукции за 1 машино-ч конкретного вида оборудования до и после внедрения мероприятий НТП;

· за счет улучшения организации производства и труда – возможный рост среднечасовой выработки за счет улучшения организации производства и труда * планируемое (возможное) количество часов отработанных всеми рабочими.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо кроме данных резервов учесть сверхплановые запасы готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. Сверхплановые запасы готовой продукции на складе устанавливаются по карточкам складского учета, а сверхплановые остатки товаров отгруженных – по данным аналитического учета. При этом следует учитывать спрос на тот или иной вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: