Факторинг

ФРАНЧАЙЗИНГ.

Франчайзинг – предоставление предприятием с известной торговой маркой и устойчивой рыночной репутацией другому предприятию права на производство или продажу товаров (предоставление услуг) под его фирменной маркой и/или по его технологии.

Основу взаимоотношений франчайзера (франшизодателя) и франчайзи (франшизополучателя) определяет договор франшизы (договор коммерческой концессии). Срок действия договора от 3 до 15 лет. Договор четко определяет объемы операций и место их проведения, что препятствует перенасыщению рынка и, тем самым, понижению конкурентоспособности марки или фирменного знака обслуживания.

Договор франшизы определяет обязанности франчайзера: предоставление всей необходимой коммерческой и технической информации и документации, подбор и подготовка кадров, предоставление данных о применяемой системе финансового учета, системе менеджмента качества, оказание помощи в процессе разработки и развития новых товаров, проведении рекламных компаний и маркетинговых исследований, торговой и ценовой политики.

Франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера, кроме того, определяется размер отчислений в процентах от выручки (2-5%, но бывает и выше).

Преимущества от системы франчайзинга имеют обе стороны. Франчайзер расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеет информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, кроме того, получает стабильный доход.

Фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера – крупной и известной фирмы.

Недостатки франчайзинга: ограничивается рынок, необходимы регулярные отчисления от объема продаж, франчайзер имеет право проверять финансовую документацию, систему ведения бизнеса, систему менеджмента качества и соблюдение технологии.

Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые операции – разновидность торгово-комиссионной операции. Факторинг – переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых обязательств (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания предприятия-поставщика.

Операция факторинга в ГК РФ носит название «финансирование под уступку денежного требования», а ее участниками являются клиент-кредитор (поставщик), должник (покупатель) и финансовый агент (фактор).

Факторинговая компания покупает у фирмы-поставщика его платежные документы, которые показывают стоимость проданного товара. С момента покупки этих платежных документов факторинговая компания берет на себя (инкассирует) обязательства востребовать с покупателя оплату поставленной ему продукции. При этом фирма-поставщик получает на свой счет денежную сумму, соответствующую большей части стоимости поставленной продукции (70-90%).

Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств предприятия, а также ускорению оборачиваемости его оборотных средств. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают затруднения из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и ограничены в получении банковского кредита. Факторинговое обслуживание обеспечивает для предприятия-поставщика следующие преимущества:

· возможность финансирования за счет средств фирмы-фактора до наступления срока платежа;

· уменьшение финансового риска предприятия;

· возможность получения от фирмы-фактора информации о платежеспособности своих клиентов;

· сокращаются издержки на ведение дебиторских счетов и кредитный контроль.

Договор о факторинге обычно заключается на два года, факт уступки кредитного требования доводится до сведения дебитора с тем, чтобы тот с этого момента вел расчеты с фирмой-фактором.

Фирма-фактор имеет следующие источники прибыли: фактический сбор за услуги факторинга, а также комиссионные платежи за ведение бухгалтерского учета, то есть за инкассирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: