Предприятия. Стратегия предприятия реализуется через систему среднесрочных и краткосрочных планов

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЕСРОЧНОЕ И ТЕКУШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Стратегия предприятия реализуется через систему среднесрочных и краткосрочных планов. Продолжительность планового периода не может быть ни единообразной, ни произвольно установленной, это справедливо в любом случае, идет ли речь о плане фирмы, о программе или о какой-либо части программы. Краткосрочные планы обычно рассчитаны на квартал или на год вследствие практической потребности в том, чтобы они соответствовали отчетным периодам. Несколько произвольный выбор примерно пятилетнего периода для среднесрочных перспективных планов зачастую основывается на убеждении, что степень неопределенности для более длительных сроков ставит под сомнение саму целесообразность планирования.

Наиболее типичные для предприятий виды планов: производственное оборудование (5 лет); разработка новых видов продукции (3,5 года); финансирование крупных мероприятий (2,5 года); комплектование инженерных кадров (2 года); бюджет капитальных вложений (1,5 года); бюджет текущих расходов (1 год); снабжение сырьем (0,5 года).

Среднесрочные и краткосрочные планы должны составляться с учетом долгосрочных или стратегических планов. Ответственные руководители должны постоянно анализировать решения, принимаемые по текущим вопросам, чтобы убедиться, что эти решения будут способствовать выполнению долгосрочных стратегических программ.

Поскольку даже в самом совершенном прогнозе содержатся элементы неопределенности и возможны ошибки, планирование в идеале должно быть гибким: необходимо предусматривать возможности изменения в тех случаях, когда к этому вынуждают непредвиденные обстоятельства, причем изменения должны совершаться без излишних расходов. Чем большие обязательства на будущее влекут за собой плановые решения, тем важнее, чтобы управляющий периодически сопоставлял ход выполнения плана с ожидаемыми результатами и пересматривал планы в той мере, в какой это необходимо для продвижения к поставленной цели.

В современной экономической теории выделяются несколько функций бизнес - планирования:

* использование для разработки концепции ведения бизнеса, генеральной стратегии развития предприятия. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон - маркетинга, финансов и производственной деятельности.

* бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период;

* привлечение или добывание денежных средств со стороны;

* привлечение к реализации планов развития предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерена придерживаться компания в определенный промежуток времени. Многие компании составляют бизнес-планы на один год. Главное внимание в них уделяется предстоящим 12 месяцам и менее конкретно рассматривается направления деятельности в последующие один-четыре года. Лишь в редких случаях бизнес-планы могут охватывать период продолжительностью свыше пяти лет.

Бизнес-планы эфемерны, они подвержены постоянным изменениям. Подготовка бизнес-плана должна представлять собой повторяющийся, непрерывно возобновляющийся процесс, так как и соображения и выводы, вытекающие из этих соображений, должны все время пересматриваться с учетом изменения условий рынка. Фактически, процесс подготовки бизнес-плана никогда не прекращается.

Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его в соответствие с меняющимися условиями создает возможность его использования в качестве мерила для оценки фактических результатов деятельности компании. Прошлогодний бизнес-план может показать компании, какая из стратегий оказалась эффективной, а какая нет, и насколько действенным был тот или иной способ его осуществления.

Бизнес-план будут читать как служащие компании, так и те, кто не работает в ней: кредиторы, инвесторы и партнеры. Когда кредиторы рассматривают просьбу о займе, то в центре их внимания находится то, что иногда называется «четыре «Д» кредита»:

* деловая репутация;

* денежный поток;

* дополнительное обеспечение интересов заимодавца посредством наделения его правом ареста материальных активов в случае неплатежа или передачу ему в залог недвижимости или оборудования;

* доля собственного капитала.

Инвесторы также принимают во внимание эти факторы, хотя придают им иное значение и даже по иному определяют их. Это обусловлено тем, что кредиторы и инвесторы имеют различные интересы в бизнесе, который они финансируют. Кредиторов интересует способность компании вернуть долг. Инвесторам гарантирована солидная норма прибыли, следовательно, они готовы принять на себя больший риск, если при этом существует возможность получения большей прибыли.

Бизнес- план предприятия является инструментом текущего планирования. Текущее планирование в условиях рыночной экономики отличается от планирования в условиях плановой экономики. Во-первых, текущее планирование рассматривается как этап реализации стратегии предприятия. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на текущий год. И, наконец, в-третьих, несколько меняется форма представления результатов текущего плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: