Анализ борьбы между конкурентами на различных рынках

Для этого анализа удобнее опираться на рыночные конкурентные структуры. Обычно различают четыре такие структуры: чистая конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия.

Чистая конкуренция

При чистой конкуренции детерминантой является игра спроса и предложения. Основными конкурентными преимуществами является цена и предлагаемые качества.

Фирма может достичь успеха только за счет увеличения объема продаж вследствие расширения производства. Поэтому фирмам в краткосрочной перспективе важно отслеживать объемы производства у конкурентов и появление новых конкурентов, поскольку это позволяет предвидеть динамику цены. В долгосрочной перспективе фирмы стремятся дифференцировать свои товары и тем самым уменьшить степень их зависимости от конкурентов. Таким образом, приоритетной становится стратегия дифференциации.

Олигополия – это ситуация, когда число конкурентов мало или несколько фирм доминируют на рынке. В такой структуре обнаруживается сильная взаимозависимость. На данном рынке каждая фирма должна быть знакома с действующими силами и маневрами конкурентов. Результат стратегического маневра каждой фирмы зависит сильно от того, будут ли на него реагировать конкуренты. Взаимозависимость между конкурентами тем сильнее, чем менее дифференцированы их товары. Здесь важно чтобы

товары имели в глазах покупателя важные отличительные свойства. Приоритетна стратегия модификации товара.

Монополистическая конкуренция – занимает среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Конкуренты многочисленны и их силы уравновешенны, однако их товары дифференцированы, то есть с точки зрения покупателя они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком. Дифференциация может принимать например следующие формы:

- вкус напитка;

- особые технические характеристики;

- в сфере рекламы и т.д.

Монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференциации, основанной на внешнем преимуществе. Дифференциация способствует повышению рыночной силы фирмы. Уменьшается возможность появления товаров-заменителей. Фирма-монополист относительно независима от действий соперников. Именно такие конкурентные ситуации стремиться создавать стратегический маркетинг.

Монополия – такая конкурентная ситуация, как и чистая конкуренция, представляет собой предельный случай. Товар монополиста на протяжении короткого времени не имеет прямых конкурентов, однако имеет другие конкурентные силы. Как правило, это монополия новатора. Важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкурентов.

Анализ конкурентных сил позволяет заключить, что рыночная сила и потенциальная прибыль могут изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Создаются два предельных случая, когда потенциал близок к нулю, или, наоборот, очень высок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: