.
Согласно зарубежного опыта выделяются четыре типа конкурентной стратегии: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста.
Фирма-«лидер» рынка товара занимает доминирующую позицию, причем это признают и ее конкуренты. Часто лидер представляет собой «точку отсчета» для конкурентов. Известны следующие основные разновидности стратегии фирмы-лидера.
Расширение первичного спроса. Определяющей стратегией, выявляющей ответственность лидера за развитие базового рынка, является стратегия расширения глобального спроса.
Оборонительная стратегия – призвана защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам.
Наступательная стратегия. Цель этой стратегии состоит в повышении рентабельности за счет максимально широкого использования эффекта опыта.
Стратегия демаркетинга. Фирма-лидер может рассмотреть стратегию сокращения своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме.
Стратегии «бросающего вызов»
Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может либо предпочесть стратегию следования за лидером, действуя в соответствии с его решениями, либо атаковать лидера, т.е. бросить ему вызов. Цепь агрессивной стратегии «бросающего вызов» - занять место лидера. Две проблемы в этом случае являются ключевыми: (а) выбор плацдарма для атаки на лидера (Фронтальная атака или Фланговая атака) и (б) оценка его возможностей реакции и защиты. Правильная оценка возможностей реакции и защиты со стороны доминирующего конкурента критична для успеха наступательного маневра.
Стратегии «следующего за лидером»
«Следующий за лидером» - это конкурент с наибольшей долей рынка, который выбирает адаптивное поведение, согласовывая свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Подобное поведение чаще всего имеет место в ситуации олигополии. Подобное поведение не означает, что у фирмы не может быть конкурентной стратегии. Имея малую долю рынка, она будет стремиться к её увеличению и овладению разного рода конкурентными преимуществами. Отмечены четыре главные особенности стратегий эффективно действующих фирм с малой долей рынка.
- Творческая сегментация рынка.
- Эффективно использовать НИОКР, ориентируя НИОКР на улучшение технологий с целью снижения издержек.
- Оставаться малыми. Успешно действующие малые фирмы концентрируют свое; внимание на прибыли, а не на увеличении продаж или доле рынка.
- Сильный руководитель.