Критерием оптимальности уровня качества продукции может служить комплексный интегральный показатель качества продукции

Свойства, составляющие качество продукции, характеризуются с помощью его показателей, имеющих количественный измеритель. Показатель качества, характеризующий одно его свойство, называется единичным, два или более свойств – комплексным.

Базовые определения.

Приложение 1.

ФАКТОР – ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фактор – это движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.

Качество – это совокупность свойств объекта – продукта деятельности природы или человека.

Продукт деятельности человека создается с целью его последующего использования, поэтому еще на стадии проектирования процесса его разработки к качеству продукта предъявляются конкретные требования, выражаемые определенной системой свойств.

Учебный процесс – продукт деятельности человека, поэтому его результат должен иметь заданное качество – заданную качественную определенность.

По аналогии с качеством продукции, которое определяется совокупностью свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, качество результата учебного занятия также должно характеризоваться конкретной совокупностью свойств.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется уровнем качества продукции.

Критерий – это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Управление качеством продукции – установление и поддержание его необходимого уровня – осуществляется путем систематического контроля, т.е. проверки соответствия показателей качества установленным требованиям, и целенаправленного воздействия на условия и факторы, от которых зависит качество продукции.

Из сказанного следует, что для обеспечения заданного качества результата учебного занятия необходимо:

1) определить все факторы, характеризующие качество результата учебного занятия;

2) обеспечить условия, при которых факторы развивают максимальную движущую силу.

Очевидна взаимосвязь фактора и конкретного свойства продукта. Фактор формирует свойство, при этом в зависимости от условий, в которых фактор реализуется, его движущая сила может изменяться в пределах (0 – 100) %. Поэтому для обеспечения 100 % - го качества результата учебного занятия необходимо знать все факторы, формирующие его качественную определенность и условия, при которых каждый фактор имеет максимальную движущую силу.

Исследования показали, что свойства могут объединяться по направленности влияния на качество продукта – учебного занятия конкретным признаком качества. Например, подготовленность аудитории к учебному занятию является признаком качества, в границах которого объединяются до 30 различных свойств. Подготовленность преподавателя к учебному занятию также является признаком качества, в границах которого объединяются до 25 различных свойств.

Возникает вопрос о взаимосвязи понятий качество, свойство, фактор, признак, критерий, единичный показатель, комплексный показатель, комплексный интегральный показатель качества, уровень качества и возможности их использования в процессе прогнозирования и оценки качества учебного занятия.

На основе анализа вышеприведенной информации и экспериментальных исследований были сделаны следующие выводы:

1) качество продукта деятельности задается совокупностью признаков качества, каждый из которых имеет собственное имя;

2) каждый признак качества объединяет в своих границах, как правило, несколько свойств продукта деятельности или (в некоторых случаях) одно свойство, при этом каждое свойство имеет собственное имя, которое выделяет конкретное свойство от других;

3) каждое свойство продукта деятельности создается посредством реализации конкретного фактора, движущая сила которого формирует это свойство (фактор может рассматриваться как требование к конкретной операции деятельности, в процессе реализации которой формируется свойство);

4) движущая сила фактора изменяется в пределах (0 – 100) % и зависит от условий реализации фактора;

5) каждый фактор определенным образом влияет на качество результата учебного занятия и, следовательно, имеет вес, отражающий степень указанного влияния, поэтому фактор является исходным «качествообразующим» элементом, а единичный показатель фактора оценивает уровень конкретного свойства качества результата учебного занятия, достигнутого в процессе его проведения.

6) критерий используется в процессе количественной оценки уровня конкретного признака качества результата учебного занятия, и так как критерий объединяет в своих границах несколько факторов, то численно он представлен комплексным показателем, значение которого формируется на основе единичных показателей и весовых коэффициентов факторов, входящих в состав критерия;

7) качество результата учебного занятия определяется комплексным интегральным показателем качества, который является интегральной суммой комплексных показателей всех критериев качества результата учебного занятия или комплексным показателем интегрального критерия качества.

Необходимо помнить, что оценить можно только качество результата деятельности – продукт деятельности, например, качество подготовленности преподавателя к проведению учебного занятия, качество подготовки аудитории к проведению учебного занятия, качество подготовленности студента к учебному занятию и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: