Закон перехода в надсистему

Приложение 4

На подготовительном этапепедагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Приложение 3

Приложение 2.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства, составляющие качество продукции, характеризуются с помощью непрерывных или дискретных величин, называемых показателями качества продукции, которые должны иметь количественный измеритель.

Показатель качества продукции, характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два или более свойств – комплексным.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующими базовыми показателями, называется уровнем качества продукции (он может быть выражен в процентах или долях единицы).

Критерием оптимальности уровня качества продукции, т.е. ее эффективности, может служить комплексный интегральный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от потребления продукции и суммарных затрат на ее создание.

Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание его необходимого уровня – осуществляется путем систематического контроля, т.е. проверки соответствия показателей качества установленным требованиям (стандартам), и целенаправленного воздействия на условия и факторы, от которых зависит качество продукции.

Из сказанного следует, что уровень качества продукции задается, исходя из совокупности требований, которым она должна удовлетворять при ее использовании.

Если уровень качества продукции задан, то ему должны соответствовать:

- совокупность требуемых признаков качества продукции;

- совокупность требуемых свойств продукции в границах каждого признака качества.

Любой объект обладает определенной устойчивостью, которая характеризуется как КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.

Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств.

Качественная определенность объекта зависит, прежде всего, от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов.

Уровень качества и качественная определенность являются по существу тождественными понятиями, так как и уровень качества, и качественная определенность объекта характеризуются совокупностью его свойств.

Единичным элементом структуры качества продукции является его СВОЙСТВО.

Признак качества может объединять несколько свойств, вследствие чего имеет собственную структуру.

Максимально сложную структуру имеет качество продукции, в которую как составные элементы входят структуры всех ее признаков качества.

Очевидно, что единичный показатель качества конкретного свойства также является бесструктурным элементом, его значение характеризуется только достигнутым уровнем качественной определенности (в границах данного свойства).

Уровень качественной определенности любого признака качества, объединяющего несколько свойств, характеризуется комплексным показателем, который является структурированным элементом, значение которого зависит от уровней качественной определенности всех свойств, объединенных конкретным признаком качества.

Максимально сложную структуру имеет комплексный интегральный показатель качества продукции, в структуру которого, как составные элементы, входят структуры всех признаков ее качества.

Для того чтобы определить комплексный показатель качества продукции (как следует из вышеприведенной информации) следует знать структуру ее качества:

- все признаки качества продукции;

- свойства продукции, объединенные структурами всех признаков ее качества;

- весовые коэффициенты всех свойств, в структуре признака;

- весовые коэффициенты всех признаков качества в структуре качества продукции.

Чтобы создать требуемую качественную определенность продукции – заданный уровень ее качества необходимо спроектировать структуру деятельности в соответствии со структурой заданного уровня качества продукции, т.е. каждому элементу структуры должно в технологии деятельности соответствовать операция деятельности, формирующая при ее реализации конкретное свойство продукции. Очевидно при этом, что для формирования конкретного признака качества должна быть задействована совокупность – подсистема операций, а для формирования уровня качества продукции – система операций. Для получения качественной определенности заданного уровня всех свойств, следует выбрать необходимые – максимально эффективные методы и средства. Это особо должно учитываться при формировании заданного уровня качественной определенности каждого свойства, так как именно эти уровни формируют в соответствии со структурой качества продукции заданный уровень ее качества.

Далее все это необходимо связать с факторами и критериями.

Первоначально следует определить структуру качества продукции (результата деятельности). Пусть эта структура содержит три признака качества:

- уровень усвоения студентами учебного материала лекционного занятия;

- уровень достаточности учебного материала в конспекте каждого студента;

- уровень удовлетворенности студентов и преподавателя учебным процессом и его результатами после проведения лекционного занятия.

Но учебный материал лекции имеет определенную структуру – он содержат понятия, определения, законы, графики, рисунки, чертежи и другие элементы, каждый из которых должен быть усвоен студентом (и для эффективного усвоения следует в каждом конкретном случае использовать эффективную методику представления и закрепления учебного материала).

То же самое можно сказать и о структуре учебного материала, отображаемого в конспекте студента.

Может быть представлено определенной структурой и удовлетворенность (степень удовлетворенности) студентов и преподавателя результатами лекционного занятия.

Очевидно, что при известной структуре качества результата деятельности – ПРОДУКЦИИ может быть и должна быть спроектирована технология деятельности в виде системы операций (структуры операций деятельности), обеспечивающая формирование у результата деятельности всех признаков качества и всех элементов структуры качества и, следовательно, достижение каждым признаком качества заданного уровня. По существу необходимо разработать такую структуру деятельности (реально осуществимую), в которой каждому элементу структуры качества продукта деятельности будет соответствовать операция или несколько операций деятельности, выполнение которых обязательно обеспечит формирование указанного элемента в структуре качества продукции. Другими словами структура качества продукции с указанием всех ее элементов и связей между элементами является конкретным и подробным заданием на осуществление деятельности по созданию указанного уровня качества. При наличии такого задания субъектам, формирующим качество продукции, необходимо разработать технологию деятельности с необходимым числом и содержанием операций и выбрать эффективные методы и средства реализации технологии, учитывая, что структура операций деятельности должна предусматривать проектирование и реализацию всех, необходимых для разработки структуры качества продукции – результата деятельности элементов.

Принимая во внимание вышесказанное можно утверждать:

1) первичным при разработке структуры деятельности по обеспечению заданного уровня качества результата лекционного занятия является структура данного качества с указанием всех ее элементов;

2) при выборе уровня качества результата лекционного занятия и структуры качества необходимо принимать во внимание реальность его достижения (на основе используемых методов и средств, которые может обеспечить учебное заведение);

3) если уровень и структура качества лекции реально достижимы, то необходимо разработать технологию их формирования, структура операций которой обеспечивает создание всех элементов структуры качества результата лекции (при заданном уровне качества).

Следует отметить, что структура качества результата лекции и принятый уровень его качества являются основой и оценки качества указанного результата и его прогнозирования.

В первом случае необходимо сравнить структуры эталона и полученного результата и установить достигнутые уровни качественной определенности каждого элемента полученного результата.

Во втором случае необходимо определить возможные уровни качественной определенности каждого элемента структуры качества результата лекции и на их основе рассчитать комплексный интегральный показатель качества достигнутого результата.

Если считать структуру формой, то указанная структура показывает число элементов, формирующих качество результата ЛЗ, а содержание элементов в данном случае будет характеризовать уровень качественной определенности каждого элемента.

Абсолютное качество продукции (результата деятельности природы, человека, аппарата) достигается, очевидно, в том случае, если структура качества содержит все необходимые элементы (формирующие уровень качества продукта), а содержание каждого элемента обеспечивает максимально возможную его качественную определенность.

Качество результата деятельности – это интегральная сумма качеств результатов деятельности субъектов ее выполняющих.

Качество конечного продукта (продукции) – это интегральная сумма качеств всех промежуточных продуктов, получаемых последовательно при реализации всех этапов технологического процесса – при создании конечного продукта.

Деятельностью управляет ее технология, которая является обоснованным содержанием деятельности – задает число последовательность и содержание всех операций деятельности.

Любой объект обладает определенной устойчивостью, которая характеризует его качественную определенность.

Когда структура деятельности по созданию структуры качества продукта определена, то все операции деятельности необходимо распределить между субъектами, которые указанные операции должны выполнять.

Структура качества продукции и структура деятельности по обеспечению данного качества взаимосвязаны, так как качественная определенность каждого элемента структуры качества продукта создается конкретной операцией деятельности, а последовательность операций деятельности задается структурой качества продукции, местоположением и значимостью каждого элемента этой структуры.

Первичной является оптимальная структура качества результата ЛЗ, в которой выделены все признаки качества и все элементы структуры каждого признака.

Если указанная структура разработана, то максимально конкретизирована цель ЛЗ и представлены содержания и показатели качества всех ее элементов, которые необходимо в процессе лекции обеспечить

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружит одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процессе – школе, классу, уроку и т.д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики.

Педагогическая диагностика это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. Ее главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельств. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы может узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям

Завершается подготовительный этап, скорректированный на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе и имеет определенный срок действия. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что необходимо делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализации общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений.

Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи.

Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом анализа достигнутых результатов. Данный этап необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

Желательно для анализа достигнутых результатов активно привлекать учащихся. Выяснять, например, при помощи анкетирования достоинства и недостатки проведенных учебных занятий, причины неусвоения или непонимания учебного материала, что обеспечивает преподавателя дополнительной информацией, помогающей после ее анализа иметь больше фактов, необходимых для исправления выявленных недостатков [1, c. 170-173]; [2, c.28-35].

 
 

Закон перехода в надсистему формулируется следующим образом: исчерпав ресурсы развития, система объединяется с другой системой, образуя новую, более сложную систему. Механизм такого перехода состоит в объединении двух исходных систем, при этом получают бисистему, или нескольких систем с получением полисистемы. Переход " моно-би-поли " - неизбежный этап в развитии всех технических систем. Механизм перехода "моно-би-поли" показан на рис. 3.51. После объединения систем в би- или полисистему происходит некоторое изменение новой системы. При этом сокращаются вспомогательные элементы, и устанавливается более тесная связь между отдельными системами. Такие системы называются частично свернутыми.

Дальнейшее развитие приводит к полностью свернутым системам, в которых один объект выполняет несколько функций. Полностью (а иногда и частично) свернутая би- или полисистема становится новой моносистемой и может совершить новый виток спирали (рис. 3.52). Объединение в би- и полисистему может происходить нескольким путями:

1. Создание системы из однородных (одинаковых) элементов. Объединение производится таким образом, что полезное(необходимое) качество отдельных элементов складывается, усиливается, а вредные взаимно компенсируются или остаются не прежнем уровне. Объединение такого типа возможно как для достаточно высокоразвитых систем, как и для простых элементов.

Объединяются электростанции в единую энергетическую систему, вагоны - в железнодорожный состав, детали - для совместной обработки торцевых поверхностей.

2. Соединение би- или полисистемы из однородных элементов со сдвинутыми характеристиками. Элементами со сдвинутыми характеристиками называются однородные элементы с неодинаковыми параметрами, свойствами, характеристиками. Объединение элементов в систему происходит аналогично объединению однородных элементов.

Примерами объединения однородных элементов со сдвинутыми характеристиками являются объединение стержней разного цвета в шариковой авторучке, объединение металлов с различными коэффициентами температурного расширения в биметаллической пластине, объединение корпусов разных размеров и форм в катамаране и полимаране и т.д.

 
 

Создание би- или полисистемы из конкурирующих (альтернативных) систем. Такое объединение систем применяется в тех случаях, когда для выполнения той или иной функции имеется несколько разных путей, а, следственно, и систем. Объединение, также и в предыдущих случаях, производится таким образом, что недостатки каждого из элементов компенсируется, а преимущества складываются. Примерами объединения такого типа может служить Максутовский телескоп, объединяющий линзовые и зеркальные телескопические системы; турбовинтовой двигатель, объединяющий преимущества реактивного и винтового двигателя и т.д. Этот вид объединения систем часто применяется в тех случаях, когда одна система достигла своего потолка развития, а другая, более совершенная, еще не может заменить ее полностью. Например, паровая машина на парусных кораблях использовалась при штиле, но из-за низкой экономичности не могла обеспечить весь трансатлантический рейс. Поэтому на промежуточных этапах появились парусно-паровые корабли. Аналогично в настоящее время создаются автомобили, имеющие не только двигатель внутреннего сгорания, но и электродвигатель.

Объединение в Би- или Полисистему разнородных элементов. Примером такого объединения являются полисистема "мотоцикл", объединившая велосипед, двигатель, баки и т.д.; различного рода предметы, объединенные в мебельном гарнитуре; вообще любая система, объединяющая элементы, выполняющие разные функции.

Соединение би- или полисистем из антагонистических элементов (элементов с противоположными свойствами). Объединение систем с противоположными функциями позволяет повысить управляемость надсистемы, произвольно менять ее параметры в широком диапазоне и наделить систему новыми функциями. Примерами может служить карандаш с резинкой, позволяющий не только писать, но и стирать; кондиционер, объединивший нагреватель и холодильник.

Дальнейшее развитие би- и полисистем происходит в двух направлениях:

1. Эффективность новых систем может быть повышена увеличением различия между элементами системы. Движение идет от однородных элементов (пачка одинаковых карандашей) к элементам со сдвинутыми характеристиками (набор цветных карандашей), к альтернативным элементам (карандаш и авторучка); к разнородным элементам (карандаш с циркулем), а затем - к инверсным (карандаш с резинкой).

2. Эффективность новых систем повышается развитием связей между элементами. Связь элементов изменяется от "нулевой", т.е. без вещественных связей между элементами, до усиленных межэлементарных (жестких) связей. Дальнейшее развитие связей во многих системах происходит в соответствии с цепочкой связанности (см. рис. 3.43).

Кроме того, при объединении систем может происходить дальнейшее их развитие по линии упрощения. В результате возможны следующие варианты:

1. Система из практически самостоятельных, несвязанных элементов, не изменяющихся при объединении.

2. Система частично изменяемых, согласованных между собой элементов, которые функционируют только вместе и только в данной системе. Например, отдельные радиоэлементы в микросхеме. Такая система получила название полностью свернутой системы.

3. Полностью свернутую систему можно представить как новую моносистему. Ее дальнейшее развитие связано с движение по новому витку спирали. Иногда в качестве новой моноститемы может выступать частично свернутая система.

Пример. Холодильный костюм для горноспасателей должен мало весить (не более 28 кг), чтобы он смог работать. Кислородный аппарат весит более 12 кг, инструменты - 7 кг и остается 9 кг на сам костюм и холодильный агрегат (хладовещество и оборудование).

В качестве хладовещества применяют: сухой лед, фреон, сжиженные газы. Этого веса не достаточно, чтобы обеспечить холодильную мощность для работы не менее двух часов (это условие, поставленное заказчиком). Необходим запас не менее 15-20 кг. Предложено объединить холодильную и дыхательную системы в единый скафандр, в котором одно холодильное вещество (жидкий кислород) выполняет две функции: сначала испаряется и охлаждает теплый воздух в скафандре, а потом идет на дыхание. Отпадает необходимость в тяжелом дыхательном аппарате, что позволяет во много раз увеличить запас холодильного вещества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: