Контроль за исполнением колдоговора, соглашения. Ответственность сторон колдоговора, соглашения

Порядок заключения колдоговора, соглашения.

Содержание колдоговора, соглашения.

Понятие и стороны колдоговора, соглашения.

Понятие и принципы социального партнерства.

СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ, СОГЛАШЕНИЯ

Вопросы:

Вопрос 1. Понятие и принципы социального партнерства. Определений социального партнерства в научной литературе существует много. Например, Снегирева определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений.

Соснов считает, что в широком смысле социальное партнерство – это сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей. В более узком смысле – это способ согласования интересов нанимателей и наемных работников в целях обеспечения социального мира. Третьей стороной в социально-партнерских отношениях выступают государственные структуры, представляющие интересы общества в целом. Отсюда и термин «трипартизм».

Социальное партнерство в экономически развитых странах имеет давнюю историю и богатый опыт. В нашей стране социальное партнерство – явление относительно новое, возникшее и развивающееся с момента начала перестройки. Основу социально-партнерских отношений составляют такие международно-правовые акты как Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г., Рекомендация МОТ № 91 «О коллективных переговорах», Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже».

Основу национального законодательства о социальном партнерстве составляют раздел 4 ТК РБ «Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений», Закон «О профессиональных союзах» от 22.04.1992 (ред. 14.07.2000), Указ от 05.05.1999 № 252 "О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам" и др.

Статья 352 ТК РБ определяет социальное партнерство как форму взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Войтик А.А. Теперь обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации. В ст. 23 ТК РФ дано следующее легальное определение: "Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

При сравнении двух вышеприведенных определений понятия "социальное партнерство" видно, что в белорусском законодательстве не совсем четко прописан такой важнейший элемент, как "согласование интересов субъектов". "Учет интересов" и "согласование интересов" имеют разную смысловую нагрузку. Понятие социального партнерства как в российском, так и белорусском законодательстве подчеркивает трехсторонний характер сотрудничества. Однако социальное партнерство включает и двухсторонние отношения между субъектами, и трехстороннее взаимодействие. Целью взаимодействия социальных партнеров является именно согласование интересов работников, нанимателей и государства, то есть принятие таких решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности всех участников коллективных трудовых отношений.

По мнению автора, в ст. 352 ТК Республики Беларусь следует внести некоторые изменения и дополнения, учитывая то, что и в действующей редакции данной нормы не соблюдено правило полноты понятия. С учетом изложенного можно предложить следующую редакцию ст. 352 ТК Республики Беларусь: "Статья 352. Понятие социального партнерства. Социальное партнерство - это система взаимоотношений и взаимодействия между социальными партнерами: работниками (профсоюзами, объединениями профсоюзов), нанимателями (представителями нанимателей, объединениями нанимателей), органами государственного управления, направленная на обеспечение согласования интересов всех трех участников социального партнерства в социально-трудовой сфере".

Основными принципами социального партнерства являются (ст. 353 ТК РБ): 1) равноправие сторон;

2) соблюдение норм законодательства;

3) полномочность принятия обязательств;

4) добровольность принятия обязательств;

5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

6) обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Указ от 15.07.1995 № 278 (ред. от 05.05.1999) "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь" определяет субъектов социального партнерства:

- на республиканском уровне - республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, а также Правительство Республики Беларусь, уполномоченные им органы;

- на отраслевом уровне - отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, республиканские отраслевые органы государственного управления;

- на местном уровне - профсоюзы (их объединения), наниматели (их объединения), местные исполнительные и распорядительные органы;

- на уровне предприятия, учреждения, организации - наниматель либо уполномоченный им представитель и профсоюз (профсоюзы) или другие органы, уполномоченные представлять интересы работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: