Лекция № 6. Общественные отношения в казахском ханстве XV-XVIII вв

  1. Особенности общественного быта кочевников-казахов.
  2. Формы и отношения собственности в кочевой системе хозяйства.

В казахском обществе ханского периода в условиях кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства сложилась как господствующая система патриархально-феодальных отношений с многочисленными остатками патриархальщины, пронизывавшими все стороны хозяйственной, социальной жизни и быта.

Феодальная собственность на землю (пастбища), имея свои особенности, выступала здесь в завуалированной форме: за внешними формами общинно родового пользования пастбищами в действительности существовало феодальное владение и распоряжение кочевьями.

Скот находился в индивидуальном владении и феодальная верхушка как собственник большей его части, присвоила себе право фактического распоряжения пастбищами.

Действовало также общее правило, по которому владельцем всех земель, ханства, а стало быть, и кочевыми коллективами, обитавшими на этих землях, считался ханский род (чингизиды), а главным распорядителем земель – старший хан, которому как главе ханства предоставлялось право назначения правителей улусов из числа приближенных к нему султанов. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства самоуправление улусами (кочевыми родами и племенами) порождало фактическое право распоряжения кочевьями. Султаны в улусах, бии и другие родоправители в подвластных им родоплеменных кочевых общинах фактически захватили в свои руки функцию распределения пастбищ, что являлось важнейшим фактором, обеспечивавшим политическое и экономическое господство феодалов: они пользовались не только лучшими пастбищами де-факто, но и эксплуатировали подвластное им население. Прибавочный же продукт, производимый рядовыми скотоводами, присваивался феодальной знатью в виде различных сборов, повинностей, освещенных обычаями и нормами права.

Такие специфические формы присвоения земель (пастбищ) были традиционными, сложившимися издавна, и их сохранение было выгодно для феодальной верхушки. Отсутствие закрепления земель за конкретными владельцами порождало борьбу за удобные пастбища и феодальные междоусобицы, арбитрами в которых выступали султаны и ханы. Слабые кочевые коллективы и хозяйственные аулы вынуждены были искать покровительства у влиятельных султанов, биев и батыров.

В земледельческих районах феодальная собственность была более определенной. В казахском ханстве был известен институт феодального пожалования – сойургал, владелец которого часто приобретал на пожалованные земли наследственные права. Сойургал был одной из форм господства кочевых феодалов над оседлыми районами и формой их эксплуатации. В южных районах высшее мусульманское духовенство владело вакуфными землями – это одна из форм феодального землевладения. Мусульманское духовенство помимо этого владело пахотными и пастбищными землями на правах частной собственности. На этих же правах владела участками земли и незначительная часть крестьян – землевладельцев, основная же их масса была арендаторами.

Скот кочевников и полукочевников также находился в частной собственности. Некоторые ограничения во владении и распоряжении скотом были связаны с родовым и общинным бытом (коллективная материальная ответственность, распоряжение скотом не во вред родовому коллективу или патрономической семье и т.д.)

5.3 Социальная структура казахского общества.

Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия:

Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи.

Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию. Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.

Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.

Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание.

Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов.

Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав.

Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей.

Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов;

Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота), а земледельческих районах – «ушур» (одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».

Среди шаруа также различались:

консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;

егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: