Лекция № 9. Присоединение Казахстана к России и его государственно-правовые последствия

  1. Политико-правовые условия присоединения Казахстана к России.
  2. Начальные формы ограничения ханской власти в казахских жузах.
  3. Административные реформы царизма в Казахстане в первой половине XIX века.
  4. Политико-правовые условия присоединения Казахстана к России.

С середины XVII – до начала XVIII вв. казахское ханство находилось в состоянии внутреннего и внешнеполитического кризиса. Нашествие джунгар побудило казахских ханов просить протекции России. Так, например, хан Младшего жуза Абулхаир просит о принятии в Российское подданство в 1726-1730 гг.

Императрица Анна Иоановна грамотой от 12 февраля 1731 года согласилась принять казахов в подданство России на условиях, содержащихся в письме просьбе хана Абулхаира. Этот акт юридически закрепил начало добровольного присоединения Казахстан к России.

Россия гарантировала казахам защиту от вторжения третьих государств, обещала не допускать «обид и разорения» от других подданных России, хан обязан был «слушать верно и платить ясак так, как служат башкирцы». В грамоте казахи обязываются жить мирно с другими подданными России (башкиры, калмыки, казаки), возвратить пленных, пропускать торговые караваны и т.д.

10 октября 1731 года хан Абулхаир принял присягу в верности императрице от имени всех казахов.

Окончательно уточненные условия соглашения о добровольном присоединении Казахстана к России были следующими: казахи обязывались сохранять верность императрице и ее наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязывались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов.

Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов.

В 1731 г. хан Среднего жуза Семеке от имени жуза присягнул на верность России на таких же условиях, как и Младший жуз. В 1740 г. присягнули на верность хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай. 17 октября 1744 года – ханы Абулхаир, Абулмамбет, султаны и старшины клятвой вновь подтвердили верность России.

Переговоры носили добровольно – договорный характер при фактически неравноправном положении договаривающихся сторон. В итоге этих переговоров Казахстан вошел в подданство России, юридическим признанием чего явились торжественные клятвы ханов, султанов, биев и батыров в верности ей.

Начальной формой зависимости Казахстана от России являлся протекторат. Важнейшим юридическим критерием протекторатных отношений является ограничение суверенитета протежируемого государства. Казахские ханства потеряли внешнеполитическую самостоятельность, перестали быть субъектом международно-правовых отношений.

Протекторат предполагает сохранение для протежируемого государства внутреннего самоуправления, хотя царизм неоднократно нарушал это.

Государственно-правовые отношения Казахстана с Россией после принятия российского подданства в 30-40 годы XVIII в. можно характеризовать как одновременно и отношения вассальной зависимости. Критерием вассальной зависимости являлось в первую очередь принятие вассальной присяги и клятвы со стороны казахских правителей и предоставление заложников – аманатов.

Характер отношений ханств Младшего и Среднего жузов с Россией до конца XVIII в. хотя в документах и именуется «подданством», не говорит о превращении жузов в ее неотъемлемую часть: казахские ханства превратились в вассальные государства, царское правительство до 1782 г. все сношения с казахскими ханствами осуществляло через свою коллегию иностранных дел. Юридически вассальное положение продолжалось до ликвидации института ханств, народных собраний, ханских советов (20-е годы XIX в.).

Формы взаимоотношений властей жузов и России в XVIII в. носили своеобразные по содержанию и форме институт протектората, сочетающийся с элементом вассалитета.

8.2 Начальные формы ограничения ханской власти в казахских жузах.

Политический взаимоотношения между Россией и Казахстаном постепенно претерпевали эволюцию. С 30-х годов XVIII в. и вплоть до ликвидации ханской власти в казахских жузах в 20-е годы прошлого столетия Казахстан сохранял относительную внутреннюю политическую самостоятельность, ибо царизм (по целому ряду объективных причин) не смог, хотя и пытался, создать сколько – нибудь значительный колониальный аппарат по управлению Казахстаном.

С 20-х до 60-х годов XIX в. царизм планомерно осуществлял политику полного подчинения Казахстана.

8.2.1 Ограничение ханской власти в Младшем жузе.

Политика царизма в отношении Казахстана заключалась в постепенном превращении его в колонию и прежде всего – путем ослабления военно-политического союза между жузами, расчленение по возможности внутрижузовского управления, ослабление ханской власти.

Ликвидация ханства и введение колониальных органов управления осуществлялись в несколько этапов. Начало этого обязательного процесса было правило утверждения ханов царским указом. Царизм использовал старые формы ханско-султанского и бийско-батырского управления. Лучшим способом, обеспечивающим господство царизм признавал введение пограничных укрепленных пунктов с военными гарнизонами. В 1715 г. была образована Сибирская укрепленная линия, затем она продвинулась на юг, таким образом весь северо-восток, Средний жуз был окружен военными гарнизонами. Младший жуз был охвачен Оренбургской укрепленной линией.

После этого политика царизма приняла более решительный характер. Не пренебрегал царизм и таким методом осуществления колониальной политики, как натравливание одних народов на другие. Вражда между народами усиливалась, а арбитром выступал царизм.

8.2.2 «Реформа Игельстрома».

Автор реформы, оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром. Суть реформы состояла в передаче власти народному собранию и упразднении ханской власти.

Младший жуз был разделен на три части в соответствии с тремя племенными союзами. Старшины были утверждены по рекомендации съезда биев и батыров. Родовой принцип общности казахов Младшего жуза не был обойден – 42 родовых старшины и 7 главных управляли своими родами, но в отличие от прежней системы практики, эти правители утверждались пограничными властями и получали вознаграждение, что сближало их в пограничными властями, - таким образом местной политической власти был придан открыто публичный характер.

Утвержденные старшины были приведены к присяге в Пограничном суде.

Реальным результатом реформы явилось усиление старшинской группировки, однако Пограничный суд и др. оказались недостаточно жизнеспособными. Поэтому, в 1789 г. был разработан новый проект, предусматривающий возрождение в жузе ханской власти.

8.3 Административные реформы царизма в Казахстане в первой половине XIX века.

В первой четверти XIX в. ханская власть в Среднем и Младшем жузе была ликвидирована, взамен ее была создана система органов колониального управления. Этот важный шаг царизма на пути окончательного присоединения Казахстана к России нашел свое юридическое выражение в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г, в «Уставе 1824 г» и в «Положении об управлении Оренбургскими казахами 1844 г.»

В 1822 году Сибирь была разделена на Восточную и Западную. Средний и часть Старшего жуза вошли в состав Западной Сибири. Эта территория получила название «Область сибирских киргизов». По «Уставу» эта «Область ….» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом.

Округа подразделялись на волости и аулы. Деление на аулы (50-70 кибиток), волости (10-20 аулов) и округа (15-20 волостей) преимущественно учитывало родовую принадлежность.

С 1822 по 1844 было образовано 8 округов. Во главе округов стояли окружные приказы, куда входили председатель – старший султан и заседатель. (всего 4 – 2 от России и 2 почетные казахи). Коллегиальный порядок рассмотрения вопросов в приказе давал возможность царской администрации ограничивать власть старшего султана и проводить через него свои цели.

Старший султан избирался только султанами. Он имел чин майора российской службы. За 10 летнюю службу старший султан получал дворянское звание.

В волостном и аульном звеньях управления коллегиальность не соблюдалась. Во главе волостей стояли волостные султаны. Их звание было наследственным. Волостные султаны считались чиновниками 12 класса. Они подчинялись окружному приказу и их власть была исполнительного характера: выполнение приказов и постановлений окружного приказа и исполнение судебных приговоров.

Аульные старшины избирались казахами каждые 3 года и утверждались окружным приказом. В правах старшины приравнивались к сельским головам в центре России, подчинялись волостным султанам.

«Устав» 1822 г. впервые ввел в степи выборную систему. Трудности в создании колониального аппарата вынудили пойти на это.

Постепенно царское правительство стало ущемлять право султанов на главенство в аппарате местного управления, вовлекая в этот аппарат старшин-родоправителей.

«Устав» положил начало ограничению прав суда биев, постепенной замены его общеимперским судом. Суд не был отделен от администрации. Органы местной власти наделялись и полицейскими функциями. Они производили розыск, следствие и задержание лиц, обвиненных в совершении преступлений.

По «Уставу» 1822 г. все судебные дела делились на три категории:

а) уголовные,

б) исковые,

в) по жалобам на управление.

К уголовным делам относились: государственная измена, убийство, грабежи, барымта и «явное неповиновение установленной власти». Все остальные формы правонарушений, в т.ч. кража скота считались исковыми.

Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании общих законов империи.

В отличие от уголовных исковые дела разбирались биями в аулах и волостях на основании обычаев.

Суды биев подразделялись на инстанции: родовые, подродовые, аульные. Связь бийских судов с официальными органами власти и надзор за их деятельностью со стороны последних привели к фактическому их слиянию. «Устав» подробно рассмотрел вопрос о должностных преступлениях. Серьезные злоупотребления рассматривались областным судом.

В 30-50 гг XIX века были приняты новые законы. Этими законами правительство попыталось провести управление Средним Жузом в соответствие с земельной и торговой политикой царизма, надеялось покончить с антиколониальными движениями в крае.

«Устав об Оренбургских киргизах» разработан Оренбургским генерал-губернатором Эссеном в 1822 г., но принят в 1824 г. Тогда же принято решение отменить ханскую власть в Младшем жузе. Младший жуз был разделен на три части во главе с султанами – правителями. Они были чиновниками Оренбургской пограничной комиссии.

В состав местной администрации входили султаны-правители частей жуза, начальники дистанций и местностей. Султаны-правители назначались Оренбургским военным губернатором, все остальные чины – Пограничной комиссией.

До 1831 г. казахи трех частей делились условно на близлинейных и степных. С 1831 г. из населения, примыкавшего своими кочевьями к погранично полосе, организуются административные участки –дистанции (участки между двумя крепостями). Внутри дистанции создаются более мелкие единицы управления – старшинства (местности или аулы), располагавшиеся против каждого форпоста и отряда. К середине XIX века было открыто 54 дистанции.

Дистанционная система в Младшем жузе просуществовала с 1831 по 1868 г. За 37 лет менялись количество дистанций, их масштабы, размещение в них родов и отделений, а также численность населения. Создание дистанций позволяло оренбургской администрации контролировать положение в казахской степи, регулировать ежегодный сбор кибиточной подати.

Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана назначались Оренбургским генерал-губернатором. Выборная система отсутствовала.

Большие изменения наметились в судебной системе. Все крупные дела перешли в ведение военных судов или Пограничной комиссии. Только незначительные преступления могли разбираться по народным обычаям. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, в т.ч. и суды биев, в карательно-полицейские органы. Им были предоставлены полномочия заключать под стражу, наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.

Перестройка аппарата управления казахской степью была направлена на ограничение феодальных прав султанов, на превращение их в служивых чиновников царского правительства. Введение российского судопроизводства подрывало влияние суда биев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: