1. Общее понятие земельного кадастра.
2. Цели земельного кадастра.
3. Применение кадастра.
4. Содержание данных земельного кадастра
5. Ведомственный тематический кадастр.
Государственный земельный кадастр (ГЗК) занимает особое место в ряду государственных ведомственных тематических кадастров и информационных потоков, учитывающих социально-экономические и технико-технологические условия (градостроительный, водный, лесной, экологический и т. д.), учитывая следующие условия:
объектом ГЗК является весь земельный фонд государства независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования;
объектом ГЗК является особая форма средства производства и недвижимости — земля, так как она неперемещаема в пространстве, неоднородна, не ухудшает свои производственные свойства и т. д.;
ГЗК в соответствии с законодательством формирует земельно-кадастровые объекты и ведет государственный кадастровый учет на эти объекты и права на них по единой общегосударственной системе.
Под первичным учетным кадастровым объектом понимают земельный участок с его подземным и надземным пространством, включая иные обьекты недвижимости, прочно связанные с участком. Последний должен иметь юридически описанные и удостоверенные границы, площадь, месторасположение, правово режим, кадастровый номер, назначение, использование и другие характеристики;
ГЗК обеспечивает административную и территориальную це
лостность, адресную регистрацию и учет конкретных объектов и
субъектов земельных отношений, а также учет текущих измене
ний, происходящих с ними;
ГЗК — единственный из 14 кадастров, связанных с недвижимостью, имеющий вертикальную государственную организационную структуру с подразделениями в административных районах и городах (2318 подразделений в России), информационно охватывая всю территорию страны;
ГЗК является единственным условием правового обеспечения доказательства существования конкретного объекта и права на него. Факт возникновения, существования или прекращения объекта или права на него, занесенный в ГЗК, в дальнейшем можно оспорить только в судебном порядке;
ГЗК регулирует в законодательном порядке земельные отношения между собственниками и пользователями на земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимости, а также и с государственными органами, включая систему Росземкадас-тра, возникающие в процессе признания и удостоверения государством факта существования и прекращения существования объектов земельного кадастра;
ГЗК определяет пространственное положение земельных участков и всех прочих объектов недвижимости, что особенно важно для застроенных территорий;
ГЗК объединяет разнородную по структуре и составу ведомственную информацию и обеспечивает ей территориальную привязку;
ГЗК согласно федеральному законодательству обеспечивает взаимодействие между держателями кадастровой информации и ее пользователями (органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами), а также порядок ее предоставления.
Данные ГЗК необходимы при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель, определении размера платы за землю, налогообложении земли и объектов недвижимости, планировании использования (зонировании) земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих и иных решений, защите прав юридических лиц и граждан на землю, признании государством факта существования или прекращения существования объекта учета, информационном обеспечении гражданского оборота земли и др.
Использование данных государственного земельного кадастра способствует улучшению управления финансовыми активами; передаче объектов недвижимости в собственность; получению кредитов; улучшению экологической, экономической, демографической и социальной ситуации; управлению развитием территорий; планированию и организации различных мероприятий по улучшению использования земельного фонда; оценке воздействия на окружающую среду; проведению сделок с недвижимостью и формированию земельного оборота; обеспечению контроля за достоверностью статистических данных; проведению территориально-пространственного планирования; формированию рынка ценных бумаг; информированию населения; определению месторасположения объектов недвижимости; эффективному использованию и охране земельных участков и др.
Широкий спектр задач, решаемых системой земельного кадастра в Российской Федерации, сложность правовой и экономической ситуации в стране повлияли на многогранность содержания понятия «земельный кадастр».
Исходя из большого объема информации и сложности задач, решаемых земельным кадастром, его целесообразно трактовать как науку, как систему документов и сведений и как систему организационно-управленческих действий и мероприятий
Как наука земельный кадастр изучает общие свойства, принципы, закономерности формирования и функционирования единой государственной информационной системы о земельном фонде страны как объекте земельно-правовых и имущественных отношений, пространственном базисе, всеобщем средстве производства и природном ресурсе.
Как систему документов и сведений земельный кадастр можно трактовать как совокупность земельно-кадастровых документов, материалов и информации о правовом режиме земельного фонда, его распределении по категориям земельного фонда, объектам и субъектам земельных отношений, держателям прав, о видах пользования, количестве, качестве и экономической ценности земель, их территориальном расположении.
Как систему организационно-управленческих действий и мероприятий земельный кадастр можно представить как совокупность конкретных земельно-кадастровых мероприятий, действий и работ по регистрации, учету и оценке земельных участков и территориальных зон, их собственников, владельцев и пользователей.