Введение в стратегический менеджмент
История возникновения и развития "стратегического управления"
Термин "стратегическое управление" был введен на стыке 1960-80 гг., для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде. Выделяют четыре фактора (условия), определяющие актуальность стратегического управления:
- интеграционные процессы, которые привели к образованию финансово-промышленных групп;
- глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, и происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм - "Сименс", "Sony", "Procter&Gamble", "Panasonic" и множества других - продается во всех странах мира. Противостоять натиску глобальных фирм можно только аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию в конкурентной среде;
- возросла роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач;
- усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечило бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления предприятия.
Стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений центральным звеном которой является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала фирмы с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшимся в бизнесе свыше 30 лет назад, представлены на рисунке 1.
Оперативное управление | Отличительный признак | Стратегическое управление |
Производство товаров и услуг | Основное назначение организации | Выживание в долгосрочной перспективе |
Эффективное использование внутренних ресурсов | Способ достижения целей | Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении |
Ориентация на кратко- и среднесрочные перспективы | Важность фактора времени | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Работник - это один из ресурсов организации, исполнитель работ | Роль персонала | Работник – это основа организации, источник ее благополучия |
Прибыльность, рациональность использования производственного потенциала | Критерии эффективности | Гибкость и готовность к изменению |
Рисунок 1 - Характеристики оперативного и стратегического управления