Тема 1. Сущность стратегического менеджмента
Задачи и принципы стратегического менеджмента
Задача менеджмента по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пяти взаимосвязанных частей:
- определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития – т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития;
- превращение общих идей в конкретные направления работы;
- умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;
- эффективная реализация выбранной стратегии;
- оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей, новых возможностей.
Принципы стратегического управления:
- научность в сочетании элементами искусства (импровизация и индивидуальный подход);
- целенаправленность (ориентиром всегда служит глобальная цель предприятия);
- гибкость (возможность внесения корректив);
- единство стратегических планов и программ (согласованность);
- создание необходимых условий для реализации стратегии.
Стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений центральным звеном которой является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала фирмы с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
Стратегия это:
- заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата;
- логическая схема мероприятий, с помощью которой предприятие планирует реализовать свои задачи;
- общая модель действий необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компаний;
- набор правил для принятия решений, которые организация руководствуется в своей деятельности.
К функциям стратегического управления относят:
- планирование стратегии;
- организация выполнения стратегических планов;
- координация действий по реализации стратегических задач;
- мотивация на достижение стратегических результатов;
- контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование предполагает выполнение таких подфункций как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
В прогнозировании используется три измерения:
- время (как далеко мы пытаемся заглянуть);
- направление (каковы тенденции будущего);
- величина (насколько существенны будут перемены).
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию, определяет перспективы развития предприятия и разрабатывает стратегию. Бюджетирование включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Организация предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегии развития, а также корпоративной культуры.
Главная цель стратегического управления – развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функциональную в условиях нестабильной внешней среды.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способностей к выживанию.






