Источники. Императивные и диспозитивные нормы

Императивные и диспозитивные нормы.

• Императивные - нормы приняты и признаны почти всеми государства и отступление от которых недопустимо. (Принципы международного права, содержатся в Уставе организации объединенных наций)

• Диспозитивные – нормы, отступление от которых допустимыми между двумя или более государствами. В принципе большинство норм МП диспозитивно.

Источники МП

Источник - это то, что содержит нормы права. То, где они закреплены.

Статут международного судового - международный договор, на основе которого будет создан международный суд.

38 статья статута 1945 года:

• международные договоры

• международный обычай

• общие принципы права

основные - содержат нормы МП (международный договор, обязательные резолюции международных организаций

вспомогательные - не содержат норм, обладающих обязательной юридической силы. помогают становлению норм МП

Международный договор - явно выраженное соглашение между субъектами международного права, которое устанавливает, изменяет или прекращает их взаимные права и обязанности. Предметом этого соглашения является гласные, публичные отношения.

Основные источники:

• В настоящее время считается, что все международные договоры содержат нормы МП. Международный договор - сейчас главный источник.

Обычай (всеобщая практика государств, признанная цивилизованными народами). Международный обычай складывается из двух элементов - практики (правила поведения, которые закрепляются юридически) и opio juris (убежденность в юридической обязательности). Ответственность не кодифицирована. Высотный предел распространения суверенитета государств

Норма Мп может складываться между двумя государствами, между пятью, так и в общем виде.

Общий принцип права (в международном сообществе он не используется, так как никто не знает что это за источник. Нигде нет расшифровки). Под этим можно подразумевать технико-логические нормы, которые являются общими, как для национального, так и для международного права и вытекают из сути права. к этим норма часто относят принципы больше морального происхождения (справедливость, гуманность). Специальная отменяет общую. «Суд выносит свои решения на основе конвенций, обычаев и принципов права» - суд не пользуется пока этим и пока не начнет пользоваться, мы не получим подтверждения того что это «принципы права».

• Резолюция международных организаций (очередной источник). вопрос сложный, потому что часть резолюций относится к основным источникам (содержит нормы), а часть - к вспомогательным. таким образом все резолюции делятся на те, которые содержат нормы права и те, которые не содержат. Большинство норм - рекомендательные (резолюция ассамблеи ООН). Часть обязательных резолюций - касаются внутренних вопросов деятельности самой организации. Вопросы, которые должны быть обязательными. Резолюции совета безопасности - это скорее акт применения.

Стандарты - утверждаются резолюциями. Сам акт - резолюция, а в этом акте может содержаться стандарт. Если нет протеста, то резолюция становится обязательной.

Вспомогательные источники:

судебные решения - это один из спорных с западной доктриной вопрос. Является ли судебное решение источником или нет. Статут ООН говорит, что это решение обязательно только для сторон спора. Две позиции: если есть обычай - то судебное решение можно считать источником права. Cамо судебное решение источником права не является, оно лишь констатирует что есть какая-то норма или нет. Помогает установить, но возможно установить и иначе, без судебного решения.

рекомендательные резолюции - юридической силой не обладают. Они могут выступать с идеей какой-либо нормы. Может устанавливаться той или иной обычной нормой МП. Считается что норма, когда государства не могут распространять свой суверенитет на космическое пространство, появилось с первым запуском ракет. Сначала сформировалась как обычная норма, позже была принята резолюция.

доктрина - мнение авторитетных ученых о вопросах международной жизни.

мнение общественных организаций - не правительственные международные организации (ассоциация международного всемирного права - наиболее авторитетная).

Классификация и прогрессивное развитие МП. (это название появилось у комиссии Объединенных наций)

Кодификация - приведение в систему, запись, обработку обычных норм права (тех систем, которые уже существуют)

Прогрессивное - создание новых, ранее не существовавших норм.

Основные принципы МП

Принципы МП - понимаются нормы наиболее общего характера, регулирующие основополагающие вопросы МП. Это именно нормы права, они имеют обязяательный юридический характер. Но эти нормы МП имеют свои особенности, отличающие эти нормы от других норм МП.

Характеристики:

общий характер этих норм - их формулироваки достаточно широкие (не конкретные).

• эти принципы считаются общепризнаными нормани - речь не идет что это дожно быть принято всеми государствами. Понятие общепризнанности поддерживается всеми или почти всеми государствами, представителями всех правовых систем мира (доктринальное толкование общепризнаности)

императивность (в двусторонних или многосторонних отношениях государство не может отступить от принципа или изменить часть). Не все признаки признаются в уставе императивными.

универсальность - эти отрасли пронизывают все отрасли МП. Всё МП строится на этих принципах.

• все припнципы не противоречат друг другу и должны трактоваться вместе. Даже те, которые с первого взгляда трактуются раздельно.

Всего 7 принципов( закреплены в уставе ООН):

1) запрет применение силы и угроза силой

2) принцип мирного разрешения международных споров

3) принцип невмешательства во внутренние дела государства

4) принцип сотрудничества

5) pacta sunt servanta - принцип добросовестного выполнения своих международных обязательств

6) принцип суверенного равенства госудасртв

7) принцип самоопределения и равноправия народов

Первые 6 принципов закреплены в статье 2 («принцип организации деятельности ООН») устава, а 7-ой указан в статье 1-ой и 55-ой! и вот из этих двух статей выводя существование этого принципа, после был укреплен в декларации 70-го года. В уставе закреплены лишь сами принципы, но не раскрывается их содержание. Их сожержание было раскрыто позже в 1970 году в декларации «О принципах касающихся сотрудничества между государствами» (декларация о принципах), принята резолюцией ООН. В этом документе раскрывается именно содержание. 1975 год «заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничества в Европе» - практически регионального характера документ, не считая США и Канаду.

В этом документе было ещё 3 принципа:

1) принцип нерушимости границ

2) принцип территориальной целостности

3) принцип уважения прав человека и основных свобод

Эти принципы не результат всемирной конференции, а именно региональной. Эти принипы продукт Европейских государств. Они не носят общего характера6 как первые принципы.

Принцип неприменения силы и угрозы силы

Конец 19-го, начала 20-го века. В 1899 и в 1907 году была Гаагская конференция.

• В 1899 году - конвенция о мирном разрешении международных споров. Она не зафиксировала отказ от войны, но прежде чем решать спор войной, надо попробовать решить мирным путём.

• В 1907 году - конвенция о долгах по договорным обязательствам. Фиксировала отказ государств в спорах о договорных обязательствам от военных действий

В 1919 году была создана Лига Наций - занималась вопросами мировой безопасности. В статуте Лиги Наций были сделаны попытки об отказе от военных действия. Не был произведен полный отказ от военных действий, но решать конфликт мирным путём Это было недостатком организации. Международны договоров, где фиксировался отказ от военных действий: «Пакт Брианна-Теллога» 1928 год, запрещалась агрессивная война и при нарушении государство несло ответственность. Россия не принимало участие в коныенции и присоединилось позже.

После Второй Мировой войны принцип был закреплен в уставе ООН - «запрет применения силы и угрозы сил». содержание принципа раскрыто в декларации 1970 года.

Декларация говорит:

• Этот принцип подразумевает государства воздериваться от развязывание агрессивной войны.

• Преступлением так же считается пропаганда, аггитация агрессивной войны.

• Запрещается применять силу с целью нарушения границ

• Запрет от действий, которые решают народы право на самоопределение

• запрещается создавать регулярные соединения, с целью ведения боевых действия в другом государстве

• запрещается участвовать в гражданских войнах, которые проходят на территории другого государства

• запрет незаконных территориальных приобретений (обязанность вести переговоры по разоружению)

• 1974 год - «декларация об агрессии». Здесь отразились позиции тех, кто считал что агрессию надо поределить как общее понятие и те, кто считал что агрессию надо определить как источник действия. Агрессия - применение воруженной силы против суверенитета, территориальной непрекосновенности, политической независимости другого государства.

Агрессией считается (примерный перечень действий):

• вторжение или нападение одного государства на территории другого государства

• нападение на вооруженные силы другого государства

• блокада портов

• применение вооружённых сил находящихся на территории другого государства, противоречащим условиям их нахождения

• предоставление своих территорий для осуществления вооруженных действий других государств

• засылка вооруженных банд или наёмников для осуществления актов насилия

Принцип мирного разрешения споров:

• переговоры

• посредничество

• добрые услуги

• обследование

• орбитраж международный суд

Государства сами определяют способ разрешения способ, но если один способ не получился, то обязаны использовать другой и т.д.

Мирные средства решения споров:

переговоры - набиолее распространенный спобоб решения споров

добрые услуги и посредничество - в обоих институтах будет задействовано третее лицо. В добрых услугах задача третьего лица свести ве стороны за стол переговоров, чтобы они начали вести переговоры, но сам не участвует. Задача посредника помимо свести для переговоров, но и учавствует в переговорах, пытаясь найти путь решения проблемы

согласительные и следственные комиссии. Они устанавливают факты. Согласительные не только устанавливают факты но и предлагают решение споров. Их решение носит рекомендательных характер (НЕ обязательный)

орбитражные судебные. Орбитраж создается самими стороными для рассмотрения конкретнего дела6 как правило число чудей нечетного. Представитель с одной стороны, один - с другой и независимое лицо (орбитр) - суд формирует орбитраж, рассматривает дело. Суд - орган, который формируется для рассмотрения дел, которые произойдут в будущем (орган на постоянной основе).

Принцип суверенного равенства государств

Зародился с принятием Вестфальского мира. Принцип означает что все государства имеют одинаковые права и обязанности - т.е они юридически равны, но фактически конечно различаются по (политическому, экономическому, культурному развитию). Каждое государство должно уважать суверенитет другого государства.

Каждое государство имеет право свободно развитваться: развивать политические, экномические, социальные системы. Единственным элементом понимания принципа должно быть то, что содержится в уставе ООН. Совет ООН может применять силы в отношении государств - нужно это учитывать при понимании суверенитета других государств.

В Международных организациях традиционно государство имеет один голос, независимо от размеров государства, но практика пошла по пути, что некоторые финансовые организации имеют нестандартной квоту голосования (взвешенную) - количество голосов зависит от финансового участия в организации.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства

В этом принципе самая большая проблема определить что такое «внутренние дела», потому что тоже нет какой-то четкой закрепленной позиции. Единственным критерием стоит считать его международные обязательства. То, где государства участвуют (какие есть международные обязательства и в каких международных договоров они участвут). Никакое государство недолжно вмешивать в национальную или внешнюю политику другого государства. Не может прибегать ни к каким рычагам, чтобы заставить другое государство принять решение, которое удобно лицу, занимающемуся принуждением

Добросовестное выполнение обязательств

государства должны добросовестно выполнять обязательства из действующих на них договоров. Не могут ссылаться на внутренние законодательства в оправдание того, что не выполняются международные обязательства. Толкование договоров должно быть добросовестным.

Принцип равноправия и самоопределение народов

Его выдвигали еще при создании документа о правах государств, но многие государства были не готовы к таким изменениям, потому что тогда ещё сущетсвовали колонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: