Методологические аспекты налогового учета

Организационно-технические аспекты налогового учета

Совокупность организационно-распределительных документов, определяющих правила ведения налогового учета в организации формирует учетную политику в области налогообложения. Учетная политика утверждается руководителем организации на конкретный финансовый год. Данный документ определяет организационно-технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Организационно-технические аспекты налогового учета включают:

1. Организационные аспекты учетной политики для целей налогообложения:

1.1 Разработку способа организации налогового учета:

· Утверждение отдела налогового учета как отдельного структурного подразделения;

· Выделение группы налогового учета в составе бухгалтерии;

· Ведение должности бухгалтера по налоговым расчетам;

1.2 Привлечение специалистов со стороны;

1.3 В отдельных случаях руководитель может лично вести налоговый учет;

1.4 Определение прав, обязанностей, ответственности работников, занятых ведением налогового учета;

1.5 Опредление порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога.

2. Технический аспект налоговой политики включает:

2.1 Рабочий план счетов налогового учета, который строится на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и рабочего плана счетов, утвержденного в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета;

2.2 Формы ведения налогового учета, которые включают перечни и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных и взаимосвязь показателей данных регистров, например, при расчете налога на прибыль в рамках ведения налогового учета организации, целесообразно вести следующие регистры:

· Регистр дохода от реализации;

· Регистр дохода от внереализационных операций;

· Регистр налогов, полученных из-за рубежа;

· Регистр расходов, приходящийся на доходы от реализации;

· Регистр расходов от внереализационных операций;

· Регистр расходов, приходящихся на доходы, получаемые из-за рубежа.

3. Технологический аспект налогового учета отражает технологию обработки информации (механизированно или вручную).

Методологические аспекты налоговой политики позволяют описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству, они либо отличаются от правил ведения бухгалтерского учета, либо подразумевают вариантность оформления каких-либо операций.

Методология налогового учета включает семь основных методов:

1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Фактически речь идет о выработки в налоговом учете своего категорильно-понятийного аппарата, посредством которого он и реализуется внешне как самостоятельная отрасль системы финансовых отношений;

2. Установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Основной особенностью данного метода является его направленность исключительно на налогообложение, то есть в налоговом законодательстве установлен особый порядок для расчета специальной налоговой себестоимости, которая применяется исключительно для определения прибыли, подлежащей налогообложению;

3. Метод учета формирования налогооблагаемой прибыли:

3.1 Первый метод учитывет момент получения средств и производства выплат в натуре (кассовый);

3.2 Второй метод применяется по моменту возникновения имущественных прав и обязательст;

4. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения. Суть этого метода состоит в том, что для целей налогообложения налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым;

5. Установление налогового дисконта. Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы;

6. Определение для каждого вида налога своего налогового периода. Налоговый период – это срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства;

7. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации, что является формально-техническим приемом методологии налогового учета.

Тема 10: «Организация деятельности налоговых органов»

1. Налоговые органы, права и обязанности налоговых органов и должностных лиц.

2. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов.

3. Административная и уголовная ответственность за налоговые нарушения.

  1. Налоговые органы, права и обязанности налоговых органов и должностных лиц

В соответствии со ст.80 Налогового кодекса РБ налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

Полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

К налоговым органам страны относятся:

· Министерство по налогам и сборам, его инспекции;

· Таможенный комитет;

· Министерство финансов;

· Комитет государственного контроля.

Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), документы и иную информацию, касающуюся деятельности плательщика;

2) вызывать налоговые органы плательщиков и их представителей, в отношении которых проводится проверка;

3) вносить представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности ИП;

4) в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски;

5) взыскивать в установленном порядке неуплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банках;

7) производить арест и изъятие вещей и ТМЦ плательщика, которые являются предметами нарушения налогового законодательства;

8) изымать при проведении проверки кассовое оборудование для направления на техническое освидетельствование.

Налоговые органы и их должностные лица обязаны:

1) действовать строго в соответствие с законодательством;

2) корректно и внимательно относиться к плательщикам, не унижать их чести и достоинства;

3) давать письменное разъяснение плательщикам по вопросу применения актов налогового законодательства;

4) в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

5) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства;

6) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

7) передавать материалы проверок по факту нарушений законодательства в органы уголовного преследования;

8) отменять несоответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) РБ.

Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам, полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: