Конфликт как одна из предпосылок возникновения конкуренции.
Самое простое определение конкуренции связано с пониманием ее как конфликтного соперничества между субъектами за достижение лучших условий существования, функционирования и развития.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений (особенно для товаропроизводителей) объективно-принудительный характер.
Взаимодействие субъектов конкурентного конфликта можно разделить на следующие группы:
1.содействие – в форме содружества коалиции;
2.противодействие – в форме строгого конфликта, нестрогого и антогонизма;
3.нейтралитет – наименее устойчивая форма, превращающаяся в содействие или противодействие;
4.единство – выступает самой устойчивой формой взаимодействия.
В состоянии конфликта можно выделить 2 фазы, которые имеют следующие характеристики:
1. подготовительная (80%):
-сбор ресурсов и информации;
-формирование представления об обстановке у конкурента;
-наблюдение;
-накопление ресурсов;
|
|
-маскировка собственных действий;
-дезинформация конкурента;
-подготовка кадров;
-выработка решения;
2. основная (результат действий 1й фазы):
-повышение финансово-экономических возможностей фирм;
-снижение сопротивляемости конкурента;
-реализация преимуществ от накопленных знаний и ресурсов;
-поставить конкурента перед необходимостью принять выдвигаемые условия;
-довести ситуацию до логичного конца в соответствии с принятой конкурентной стратегией.
На подготовительном этапе необходимо поставить конкурента в такие условия, когда он будет действовать губительным для себя способом, считая его лучшим и единственно верным.
Принципы ведения конкурентной борьбы:
1 группа принципов - определение методов подготовки к конкурентной борьбе, изучение перспектив развития событий, при котором конкурентная борьба будет успешной:
-повышение результативности мероприятий;
-снижение влияния деструкционных факторов на внутренние процессы организации;
-необходимо чтобы цели и действия соответствовали имеющимся ресурсам.
2 группа – определение задач по ведению конкурентной борьбы:
-повышение интенсивности воздействия на конкурентов;
-внезапность действий;
-непрерывность ведения конкурентной борьбы.
3 группа – показатели эффективности методов и средств конкурентной борьбы:
-влияние внешних и внутренних факторов;
-предупреждающие действия в отношениях конкурентов.
В рыночной экономике конкуренция выполняет функции регулирования экономических процессов.
Выделяют следующие функции:
1.ф.регулирования – распределение ресурсов в те сферы, где в них существует максимальная потребность;
|
|
2.ф.мотивации – стимулирование субъектов рынка на выпуск адекватной(соответствующий) потребностям продукции;
3.ф.распределения – доход от предпринимательской деятельности распределяется в пользу максимально эффективных фирм;
4.ф.контроля – ограничение предпринимателя и предоставления потребителю возможности выбора(антимонопольное регулирование).
Кроме функций конкуренции обладает некоторым набором ролей:
1. господство частной собственности;
2. свобода предпринимательства;
3. ограниченная роль государства;
4. суверенитет потребителя;
5. приоритет личного интереса.
Государственное вмешательство в экономику признается оправданным в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов(кризис в США в 30-е гг).
Виды конкурентной борьбы:
1.ценовая конкуренция – предполагает продажу отдельных видов товаров и услуг по ценам, которые ниже чем у конкурентов; снижение цены возможна либо засчет снижения издержек, либо засчет уменьшения прибыли, либо засчет ценовой дискриминации. Дискриминация возможна: когда продавец монополист, когда у продавца есть возможность выбирать группу покупателей, когда первоначальный покупатель не имеет возможности перепродавать товар или услугу. Также ценовая конкуренция часто применяется при оказании услуг(адвокат, врач, транспортные услуги и т.д.);
2.неценовая конкуренция – основана на продаже на товарах более высокого качества и надежности благодаря техническому превосходству. Повышение качества может быть достигнута путем изменения самого продукта, либо дифференцацией методов сбыта, либо искусственной конкуренции новых торговых марок или товарных знаков.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений различают:
1.совершенная конкуренция – это идеальный образ конкуренции, при котором на рынке действуют многочисленные продавцы и покупатели, имеющие равные права и возможности, обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами покупателя и продавец имеет полную информацию об условиях торговли. Ни одна из фирм не влияет на розничную цену.
2.несовершенная конкуренция появляется когда на рынке возникает монополист. В связи с изменениями условий бизнеса в мировом сообществе, с укрупнением организации возникли следующие варианты монопольного ведения бизнеса:
1. монополия;
2. картель-соглашение о количестве выпускаемой продукции и разделе рынка сбыта;
3. синдикат;
4. трест-объединение собственности производства и сбыта продукции нескольких фирм;
5. концерн-единый финансовый центр разных по специализации фирм, но с общей технологией(Сладко,Бабаевсский);
6. конгломерат-объединение, основанное на проникновение крупных корпораций в отрасли несвязанные с головной фирмой.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на 3 типа:
1. монополистическая;
2. олигополия;
3. чистая.