Функциональный анализ конкурентной борьбы

Конфликт как одна из предпосылок возникновения конкуренции.

Самое простое определение конкуренции связано с пониманием ее как конфликтного соперничества между субъектами за достижение лучших условий существования, функционирования и развития.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений (особенно для товаропроизводителей) объективно-принудительный характер.

Взаимодействие субъектов конкурентного конфликта можно разделить на следующие группы:

1.содействие – в форме содружества коалиции;

2.противодействие – в форме строгого конфликта, нестрогого и антогонизма;

3.нейтралитет – наименее устойчивая форма, превращающаяся в содействие или противодействие;

4.единство – выступает самой устойчивой формой взаимодействия.

В состоянии конфликта можно выделить 2 фазы, которые имеют следующие характеристики:

1. подготовительная (80%):

-сбор ресурсов и информации;

-формирование представления об обстановке у конкурента;

-наблюдение;

-накопление ресурсов;

-маскировка собственных действий;

-дезинформация конкурента;

-подготовка кадров;

-выработка решения;

2. основная (результат действий 1й фазы):

-повышение финансово-экономических возможностей фирм;

-снижение сопротивляемости конкурента;

-реализация преимуществ от накопленных знаний и ресурсов;

-поставить конкурента перед необходимостью принять выдвигаемые условия;

-довести ситуацию до логичного конца в соответствии с принятой конкурентной стратегией.

На подготовительном этапе необходимо поставить конкурента в такие условия, когда он будет действовать губительным для себя способом, считая его лучшим и единственно верным.

Принципы ведения конкурентной борьбы:

1 группа принципов - определение методов подготовки к конкурентной борьбе, изучение перспектив развития событий, при котором конкурентная борьба будет успешной:

-повышение результативности мероприятий;

-снижение влияния деструкционных факторов на внутренние процессы организации;

-необходимо чтобы цели и действия соответствовали имеющимся ресурсам.

2 группа – определение задач по ведению конкурентной борьбы:

-повышение интенсивности воздействия на конкурентов;

-внезапность действий;

-непрерывность ведения конкурентной борьбы.

3 группа – показатели эффективности методов и средств конкурентной борьбы:

-влияние внешних и внутренних факторов;

-предупреждающие действия в отношениях конкурентов.

В рыночной экономике конкуренция выполняет функции регулирования экономических процессов.

Выделяют следующие функции:

1.ф.регулирования – распределение ресурсов в те сферы, где в них существует максимальная потребность;

2.ф.мотивации – стимулирование субъектов рынка на выпуск адекватной(соответствующий) потребностям продукции;

3.ф.распределения – доход от предпринимательской деятельности распределяется в пользу максимально эффективных фирм;

4.ф.контроля – ограничение предпринимателя и предоставления потребителю возможности выбора(антимонопольное регулирование).

Кроме функций конкуренции обладает некоторым набором ролей:

1. господство частной собственности;

2. свобода предпринимательства;

3. ограниченная роль государства;

4. суверенитет потребителя;

5. приоритет личного интереса.

Государственное вмешательство в экономику признается оправданным в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов(кризис в США в 30-е гг).

Виды конкурентной борьбы:

1.ценовая конкуренция – предполагает продажу отдельных видов товаров и услуг по ценам, которые ниже чем у конкурентов; снижение цены возможна либо засчет снижения издержек, либо засчет уменьшения прибыли, либо засчет ценовой дискриминации. Дискриминация возможна: когда продавец монополист, когда у продавца есть возможность выбирать группу покупателей, когда первоначальный покупатель не имеет возможности перепродавать товар или услугу. Также ценовая конкуренция часто применяется при оказании услуг(адвокат, врач, транспортные услуги и т.д.);

2.неценовая конкуренция – основана на продаже на товарах более высокого качества и надежности благодаря техническому превосходству. Повышение качества может быть достигнута путем изменения самого продукта, либо дифференцацией методов сбыта, либо искусственной конкуренции новых торговых марок или товарных знаков.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений различают:

1.совершенная конкуренция – это идеальный образ конкуренции, при котором на рынке действуют многочисленные продавцы и покупатели, имеющие равные права и возможности, обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами покупателя и продавец имеет полную информацию об условиях торговли. Ни одна из фирм не влияет на розничную цену.

2.несовершенная конкуренция появляется когда на рынке возникает монополист. В связи с изменениями условий бизнеса в мировом сообществе, с укрупнением организации возникли следующие варианты монопольного ведения бизнеса:

1. монополия;

2. картель-соглашение о количестве выпускаемой продукции и разделе рынка сбыта;

3. синдикат;

4. трест-объединение собственности производства и сбыта продукции нескольких фирм;

5. концерн-единый финансовый центр разных по специализации фирм, но с общей технологией(Сладко,Бабаевсский);

6. конгломерат-объединение, основанное на проникновение крупных корпораций в отрасли несвязанные с головной фирмой.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на 3 типа:

1. монополистическая;

2. олигополия;

3. чистая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: