III. Изложение лекционного материала

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.

2. Сформировать анатомо-физиологические аспекты потребностей человека.

3. Сформировать знания об истории развития анатомии и физиологии.

4. Сформировать знания об этапах становления анатомии и физиологии.

1. Знания о человеке как о биосоциальном существе необходимы на дисциплинах: «Основы сестринского дела», «Валеология», «Психология».

2. Знания о человеке как о биосоциальном существе необходимы в вашей дальнейшей практической деятельности.

3. Знания об истории развития и этапах становления анатомии и физиологии необходимы для изучения философии предмета в медицинском университете и в послевузовском образовании.

План:

1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.

2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека.

3. Методы, использованные для изучения анатомии.

4. Этапы развития анатомии.

5. Великие ученые-анатомы.

6. Анатомическая номенклатура.

7. Оси, плоскости тела, условные линии.

1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.

Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.

Биология подразделяется:

1. Морфология – (от греч. Morphe – форма, строение).

2. Эмбриология – (наука развития организма от зачатия до рождения).

3. Физиология - (изучает функции).

В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.

Анатомия – наука о форме, строении органов и развитии организма в целом человека под воздействием окружающей среды. Предметом изучения анатомии является человек. Изучая любой орган, нас интересует для чего он предназначен, т.е. какую функцию он выполнят.

Функция – это деятельность органа.

Например, почка – образует мочу, печень - образует желчь. Таким образом: строение изучает анатомия, а функции – физиология.

Физиология – изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий внешней среды и при различном состоянии организма.

Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.

Анатомия связана практически со всеми медицинскими науками: патанатомия, физиология, нервные болезни, эндокринология, гистология – histes – ткань, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш.

Анатомия и физиология делятся на нормальную и патологическую.


Анатомия

СистематическаяТопографическаяПластическаяВозрастная

(нормальная) местоположение Формы и про- строение

Изучает строение органов порции тела тела ч-ка

тела человека по человека от возраста

системам

Патологическая

Изучает поврежденные органы и ткани

Физиология

ОбщаяЧастная Прикладная

Изучает основные Изучает особенности Физиология труда

жизненные процессы отд. органов, тканей питания, спорта

2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.

3. Методы, используемые для изучения анатомии:

1. Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).

2. Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).

3. Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).

4. Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.

5. Метод просветления (основан на разности преломления лучей).

6.Соматоскопический метод или визуальный осмотр.

7. Антропометрический метод – путем измерения частей тела.

8. Эндоскопический метод – при помощи приборов.

9. Метод препарирования – послойное рассечения.

10. Метод ощупывания.

11. Метод перкуссии (простукивания).

12. Метод аускультации (прослушивания).

13. Метод люминисценции – готовые мазки обрабатывают светящимся веществам.

14. Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие в-ва) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.

В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: