double arrow

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Оболочки спинного мозга

V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом)

Оболочки спинного мозга.

1. Твердая оболочка – одевает снаружи спинной мозг в форме длинного мешка.

Она прилежит к надкостнице позвоночного канала. Между ней и надкостницей находится эпидуральное пространство, в котором располагается жировая клетчатка и венозное сплетение. Эта оболочка имеет толстые и крепкие стенки. Внутренняя поверхность твердой оболочки спинного мозга отделена от паутинной субдуральным пространством, пронинизанным большим количеством тонких соединительнотканных перегородок. Субдуральное пространство вверху соединяется с аналогичным пространством в полости черепа,а внизу слепо заканчивается на уровне 2-го крестцового позвонка.

2. Паутинная оболочка- это тонкая пластинка, бессосудистая прилежит к твердой оболочке и срастается с ней в области межпозвоночных отверстий.

3. Мягкая оболочка - плотно прилежит к спинному мозгу и срастается с ним. Между паутинной и мягкой оболочками находится субарахноидальное (подпаутинное) пространство, которое содержит спинномозговую жидкость около 120-140мл. Это пространство особенно широко внизу, где оно окружает конский хвост. При необходимости ниже уровня 2-го поясничного позвонка проводят спинномозговую пункцию без риска повредить спинной мозг.

По бокам от спинного мозга в этом пространстве лежит зубчатая связка, укрепляющая спинной мозг в его положении.

А. Вопросы для устных ответов у доски:




1. Расположение и строение спинного мозга.

2. Микроскопическое строение спинного мозга.

3. Понятие сегмента спинного мозга, функции и оболочки спинного мозга.

4. Проводящие пути спинного мозга.

5. Полость, рефлексы спинного мозга.

Б. Опережающие задания (рефераты).

1. Кровоснабжение спинного мозга.

2. Подоболочечные пространства и их значение.


Учебно-методический план занятия № 19 группа дата
(для преподавателя)    

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Тема занятия: «Спинномозговые нервы»

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность 90 минутМесто проведениякабинет анатомии

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Учебная:

1. Сформировать знания об образовании и ветвях спинномозгового нерва.

2. Сформировать знания о сплетениях передних ветвей спинномозговых нервов.

Воспитательная:

1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки).



2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости.

Развивающая:

1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать:

1. Строение спинномозговых нервов, их количество.

2. Ветви спинномозговых нервов.

3. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации.

4. Строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов.

5. Медицинскую терминологию.

Уметь:

1. Показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах и таблицах.

2. Показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными парами спинномозговых нервов в атласе и в таблицах.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие:анатомия (9кл.)

Обеспечиваемые:латинский язык, нервные болезни.

Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.

Обеспечение занятия:

Оснащение:таблицы, учебник, атлас.

Технические средства:слайды, компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал:

- Индивидуально-технологическая карта комбинированного занятия.

Литература:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.335-345.

2. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.335-358.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания об образовании и ветвях спинномозгового нерва.

2. Сформировать знания о сплетениях передних ветвей спинномозговых нервов.






Сейчас читают про: