Ситуация 1. Индивидуальное решение задач; консультация с преподавателем -45 мин

Ход занятия

Порядок проведения

Разбивка на 2 бригады

Индивидуальное решение задач; консультация с преподавателем -45 мин.
Осуществление взаимоконтроля -10 мин.

Заслушивание, обсуждение и оценка сообщения - 60 мин.
Подведение итогов преподавателем. Ответы преподавателя на возможно возникшие вопросы у бригад -5 мин.

Группа делится на 2 бригады. В каждой бригаде по 1 студенту получают карточки с одинаковыми ситуациями. На их анализ каждому студенту дается 45 мин. Свое решение студенты должны фиксировать письменно на листах бумаги.

Далее студенты садятся по парам для осуществления взаимоконтроля (в паре работают студенты из разных бригад, получившие одинаковые карточки). На взаимоконтроль дается 10 мин.

После этого каждая пара выносит свою ситуацию на обсуждение всей группы. Группа должна определить, верный ли ответ получен.

Если оба студента выполнили задание верно, они получают 10 очков.

Если при выполнении задания, они получили разные ответы, но при взаимоконтроле они сами нашли, какой из ответов верный, то верно решившему студенту дается 15 очков, а неверно решившему - 5 очков.

Если при взаимоконтроле студенты не смогли определить, какой из ответов верен, они излагают оба ответа аудитории. Студенты обсуждают полученный результат, чтобы определить, какой из ответов верен. Студент, давший верный ответ, получает 10 очков.

Если оба студента получили неверные ответы, то бригада, нашедшая верное решение, получает 15 очков.

Преподаватель фиксирует очки каждой бригады в оценочной таблице.

Разрешите следующие ситуации:

В ходе вооруженного конфликта между государствами-участниками Женевских конвенций на неприятельской территории совершает вынужденную посадку военный самолет. Вооруженные силы не успевают взять летчика в плен, его убивают местные жители.

Вскоре после этого над полевым госпиталем, расположенным в местности, где произошло убийство, с самолетов, принадлежащих государству, гражданином которого был погибший пилот, сбрасывают листовки следующего содержания: "Вы нарушили международное право. Вы убили одного из наших летчиков после того, как захватили его в плен. Международное право требует, чтобы с пленными обращались гуманно. Вы понесете наказание за совершенное преступление”

Вопросы:

Имели ли право гражданские лица убивать летчика, даже если он не сложил оружия?

Что вы думаете о содержании листовки?

Должны ли в госпитале опасаться нападения в случае, если на нем размещена защитная эмблема?

Что можно сделать, чтобы избежать гибели пациенток госпиталя и медицинского персонала, чья жизнь и здоровье подвергаются опасности?

Что говорится по этому вопросу в Дополнительном протоколе I?

Комментарии:

Положения Женевских конвенций должны соблюдаться при любых обсто­ятельствах (ЖК I-IV, ст.1), а применение репрессалий к лицам и имуществу, находящимся под защитой конвенций, воспрещается. Это положение направлено на сдерживание эскалации насилия в условиях ведения военных действий, которая может привести к совершению бесчеловечных и варварских актов поведения.

Только личный состав вооруженных сил, за исключением духовного и медицинского персонала (ЖК-I и II, ст.13; ЖК-III, ст.4), имеет право принимать непосредственное участие в боевых действиях (ГК-IV, ст.1; ДП-I, ст.43 (п.2).

Гражданские лица не имеют права принимать участие в боевых действиях (ГК-1\/(П), ст.1) и, следовательно, не имеют права на защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями I-III (ЖК-IV, ст.4, п.4).

Совершение убийства, нанесение телесных повреждений и г.п. уголовно наказуемы.

Неизвестно, была ли у летчика, совершившего вынужденную посадку, какая-либо возможность сдаться [см. ДП-1, ст.42, п.2 и ст.85, п.3 (е)], хотя это кажется маловероятным. По закону пилот не должен был сдаваться гражданским лицам.

В листовках содержится угроза в адрес гражданского населения и его имущества. Подобные угрозы, являющиеся мерами террора, запрещены (ЖК-IV, ст.33, абз.1; ДП-I, ст.51, п.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: