Ситуация 4
После начала военных действий между двумя государствами офицер вооруженных сил одного из них проникает на неприятельскую территорию и создает там шпионскую сеть, в которой сам принимает участие. Затем он возвращается в свою страну и продолжает службу в ее вооруженных силах. Несколько позже он попадает в плен, и его обвиняют в руководстве шпионской деятельностью.
Оба государства ратифицировали Женевские конвенции; положения IV Приложения к Гаагской конвенции рассматриваются ими как нормы обычного права.
Вам предстоит защищать этого офицера в суде.
Вопросы:
На чем вы будете строить защиту своего клиента?
Может ли обвинение сознательно утверждать, что ваш клиент не имеет права на защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями, в связи с тем, что они неоднократно нарушались государством, которому он принадлежит?
Может ли суд применить оговорку rebus sic stantibus? Другими словами, сможет ли он вынести решение, что Конвенция не будет применимой в случае изменения обстоятельств по сравнению с теми, которые предусматривались при заключении соглашения?
|
|
Комментарии:
Шпионы, пойманные на месте, не могут быть наказаны (без предварительного суда (ГК-1У(П), ст.30).
Если они не пойманы на месте и впоследствии попали в руки противника, то получают статус покровительствуемых лиц (ГК-1У(П), ст.31, ЖК-Ш, ст. 13).
В Третьей Женевской конвенции о шпионах ничего не говорится.
Взаимоотношения между ЖК-Ш и ГК-IV (П) 1907 г. основываются на ст.135 ЖК-III, которая дополняет положение Гаагской конвенции.
В ст. 31 ГК-1У(П) основное значение придается факту захвата во время совершения шпионских действий.
В положениях ДП-I, ст.46, п.4 этот вопрос трактуется подобным же образом.
Вы занимаете должность мэра в городе, расположенном на оккупированной территории. Происходит международный вооруженный конфликт.
Ваши соотечественники ведут успешные бои за эту территорию, что вынуждает неприятеля укреплять город, мэром которого вы являетесь, чтобы противостоять окружившим его войскам.
В городе нет убежищ, где могли бы спрятаться жители, а здания не выдержат бомбардировок. Любое нападение на город наверняка приведет к тяжелым потерям среди гражданского населения.
Вопросы:
Как вам поступить?
К кому вам обратиться, чтобы были приняты меры?
Кому может быть предоставлено убежище с целью защиты oт последствий военных действий?
Содержатся ли в Дополнительном протоколе I специальные положения, касающиеся подобных случаев?
Комментарии:
Во время международного вооруженного конфликта четыре Женевские конвенции применяются совместно с Дополнительным протоколом I в том случае, если он был ратифицирован соответствующими государствами или подтверждает обычное право.
В соответствии со ст. 58 (с) ДП-I Оккупирующая держава должен принимать все необходимые меры предосторожности для защиты гражданского населения, находящегося под ее контролем, от опасностей, возникающих в результате военных действий, в «максимальной практически возможной степени».