Тема 4. Государственный бюджет
Термин «государственный бюджет» используется в следующих основных значениях:
1) особый вид экономических отношений между государством и субъектами экономики по поводу формирования и использование централизованного общегосударственного фонда денежных средств;
2) основной план доходов и расходов государства, в котором устанавливаются конкретные источники, сроки, ответственные лица, фиксируются направления расходов по конкретным получателям;
3) юридически оформленный документ, имеющий статус закона и содержащий перечень доходов и расходов исполнительной власти;
4) общегосударственный фонд денежных средств, находящийся в непосредственном распоряжении исполнительных органов власти.
Государственный бюджет возник одновременно с появлением государства, однако только с приходом к власти буржуазии (в конце XVII века в Англии) бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательно. В России первые сведения о смете государственных доходов и расходов и сметах отдельных городов датируются 1645 годом.
|
|
С помощью бюджета решаются важнейшие общегосударственные задачи; реализуются потребности, возникающие не у отдельных социальных групп и отраслей, а у общества в целом.
Через государственный бюджет осуществляется перераспределение между отраслями, регионами, между рыночным и «нерыночным» (образование, здравоохранение, культура и др.) секторами экономики; между отдельными социальными группами.
Социально-экономическую сущность бюджета можно выразить следующей формулировкой: «государственный бюджет» – это механизм реализации общественно значимых потребностей, это также способ оплаты услуг, предоставляемых государством своему населению.
Сущностные признаки бюджета выделены на рисунке 4.1.
Выделяют четыре функции бюджета:
1) фискальная – формирование фонда (привлечение доходов);
2) обеспечивающая – использование фонда (предоставление средств);
3) регулирующая – воздействие на экономику и общество;
4) контрольная – систематическая проверка всех элементов системы бюджетных отношений.
ПРИЗНАКИ БЮДЖЕТА |
двойственная природа |
объективный характер |
отсутствие строго целевой направленности |
общее покрытие расходов |
высокая агрегация |
наличие относительно самостоятельных механизмов доходов и расходов, следовательно, разная по своей сущности природа взаимоотношений между плательщиками и получателями |
наличие бюджета обусловлено объективным существованием государства как органа управления; бюджет – экономическая основа существования любого современного государства |
перечень, объем, удельный вес доходов и расходов могут корректироваться каждый год в зависимости от стоящих задач и направлений социально-экономического регулирования |
подавляющая часть расходов не имеет конкретного ресурсного обеспечения, т.е. все доходы поступают на единый счет, с единого счета происходит финансирование расходов («принцип единства кассы») |
потребителями услуг, предоставляемых посредством бюджета, является население в целом, но не отдельные слои и группы |
|
|
Рис. 4.1. Сущностные признаки государственного бюджета как экономической категории
В процессе исполнения фискальной функции происходит формирование возможностей государства. Функция предполагает разработку и реализацию комплекса управленческих решений:
- определение перечня налогоплательщиков, видов налогов и прочих обязательных платежей;
- организация изъятия налогов, т.е. определение полномочий и ответственности налоговых органов;
- определение перечня объектов национального богатства, которые могут быть использованы для извлечения доходов, введение механизмов получения таких доходов;
- разработка методов приватизации государственного имущества, расчет арендной платы, платы за пользование природными ресурсами, землей и др.
Суть обеспечивающей функции состоит в предоставлении средств получателям. В результате полностью или частично формируются возможности и спрос некоторых социальных групп, отраслей, регионов.
Регулирующая функция заключается в воздействии бюджетного механизма (доходов и расходов) на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Масштабы и формы бюджетного распределения оказывают мощное регулирующее воздействие на состояние экономики и общества.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики – количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые государственные инвестиции и т. д.
Техническая сторона контрольной функции включает разработку различных механизмов бюджетных проверок, позволяющих оценить как эффективность самого государства, так и полноту исполнения налогового и бюджетного законодательства.