Управление финансами – воздействие на финансовую систему, включающее комплекс взаимосвязанных мер, применяемых планомерно под постоянным контролем соответствующего органа. Управление финансами можно представить в виде системы взаимосвязанных элементов, которую часто называют финансовым механизмом (рис. 3.4).
цели |
объект |
субъект |
методы |
инструменты |
обеспечение |
Ø неоперационные; Ø операционные. |
Ø финансовые отношения; Ø финансовая система. |
Ø орган управления; Ø кадры управления. |
Ø планирование; Ø организация; |
Ø направленные на: 1) изменение требований и обязательств; 2) перемещение денежных средств; 3) участие в собственности. |
Ø правовое; Ø информационное; Ø техническое; Ø кадровое. |
Ø регулирование; Ø контроль. |
Рис. 3.4. Элементы системы управления финансами
Рассмотрим подробнее каждый элемент системы в отдельности.
Цель – конечный результат, желаемое состояние финансовой системы в целом или ее отдельного элемента. Различают два класса целей: неоперационные и операционные.
|
|
Неоперационная цель не имеет конкретных количественных измерителей и конечного состояния – ее нельзя достичь и поставить другую, такая цель перманентна, она служит скорее в качестве принципа принятия управленческих решений. К этому классу целей относят обеспечение:
- независимости – наличие внутренних источников роста, способность финансовой системы сохранять устойчивость даже при неблагоприятных условиях внешней среды (падение или рост мировых цен, экономический спад, рост расходов и т.п.);
- сбалансированности – установление рационального соотношения между доходами и расходами государства, между источниками инвестиций и потребностями в инвестиционных ресурсах, между совокупным спросом и совокупным предложением и т.д.;
- пропорциональности – оптимальное соотношение между ресурсами государства и ресурсами субъектов экономики и населения (оптимальная налоговая нагрузка, структура расходов бюджета, размер государственных заимствований и др.).
В конкретных условиях ставятся и достигаются операционные цели. Эти цели конкретны, количественно измеримы, определены по срокам реализации; предполагают разработку конкретных механизмов и закрепление ответственных лиц. Спектр целей может быть достаточно широк и подвержен постоянному изменению – в конкретных исторических условиях ставятся свои цели.
Объект управления – финансовая система как совокупность отдельных взаимосвязанных звеньев, а также финансовые отношения по поводу формирования и использования целевых фондов. В частности, в области государственных финансов среди комплекса финансовых отношений можно выделить следующие основные:
|
|
- определение процедуры принятия, исполнения финансовых решений, форм и методов контроля;
- разработка классификаций доходов и расходов бюджета;
- налогообложение (определение видов и ставок налогов, порядка изъятия, льгот и санкций, круга плательщиков);
- использование государственной собственности (определение перечня приватизируемых объектов, порядка приватизации и передачи объектов в долгосрочную аренду, расчет стоимости объектов и размера арендной платы);
- формирование информационной базы и определение порядка обмена информацией;
- формирование документационного обеспечения процессов управления.
Субъект управления – органы государственной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, соответствующие департаменты министерств и ведомств, а также финансовые службы предприятий и организаций. Очевидно, что помимо номинального статуса, каждый управленец наделяется определенными функциями, полномочиями, за каждым закрепляется сфера ответственности и определяется порядок взаимодействиями с другими органами и подразделениями.
На уровне федеральной власти управление финансами осуществляют:
- Президент РФ (определяет основные направления развития финансовой системы посредством бюджетного послания Федеральному собранию, подписывает финансовые законы, дает конкретные указания и задания Правительству и руководителям Министерств и ведомств);
- Федеральное Собрание (рассматривает и принимает финансовые законы, в том числе закон о бюджете на очередной финансовый год, утверждает отчет об исполнении бюджета);
- Правительство – основной орган управления (реализация финансовой политики, формирование проекта и исполнение бюджета, регулирование цен и тарифов, надзор и регулирование финансовых рынков, управление государственным кредитом и др.);
- Банк России (совместно с Правительством разрабатывает и реализует финансовую и денежно-кредитную политику, занимается кассовым исполнением бюджета, регулирует деятельность банковской системы);
- Казначейство (контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках);
- Счетная Палата РФ – основной контролирующий орган за федеральными финансовыми ресурсами;
- министерства и ведомства (в первую очередь – министерство финансов).
Методы управления – это некоторые приемы, способы воздействия. Если основываться на функциональном подходе к управлению, можно выделить следующие группы методов управления:
1) планирования;
2) организации;
3) регулирования;
4) контроля.
Планирование – определение количественных пропорций финансовых отношений. Среди основных методов можно выделить:
- разработка стратегии – долгосрочные цели и механизмы их достижения;
- программирование – способ планирования, использующий ресурсно-целевой подход, т.е. устанавливаются конкретные цели и определяются конкретные источники финансирования (используются для решения таких задач, которые имеют измеримый конечный результат);
- бюджетирование – определение целей (например, размера доходов), затрат, капитала, установление сроков, закрепление ответственных;
- разработка смет, платежных календарей, графиков и др.
Организация – определение ответственных лиц и подразделений, закрепление функций, установление порядка взаимодействия между различными уровнями управления и т.д.
Регулирование – применение всего комплекса форм, методов, пропорций финансовых отношений, наиболее эффективных в данных условиях. Различают методы прямого (регламентация, запрет, лицензирование, квотирование и т.п.) и косвенного (виды и ставки налогов, льготы, санкции, расходы бюджета, субсидии, порядок ценообразования, тарифы и цены государственных монополий и др.) регулирования.
|
|
Финансовый контроль – форма реализации одной из функций финансов – деятельность органов управления финансами, который заключается в постоянном наблюдении за процессами формирования и использования денежных фондов. Контроль осуществляется по линии проверки эффективности использования ресурсов и полноты исполнения финансового законодательства.
Классификация финансового контроля приведена на рисунке 3.6.
Рассмотрим несколько подробнее основные методы финансового контроля:
1) проверка – изучение отдельных финансовых вопросов, проводится на месте с использованием отчетных, балансовых и расходных документов;
2) обследование – более широкий обзор отдельных сторон деятельности с целью оценки финансового положения предприятия; помимо изучения документации может включать опрос, анкетирование и т.д.;
3) ревизия проводится на месте с целью установления законности финансовой дисциплины и выявления нарушений на основе первичной отчетности, фактического наличия денежных средств и т.п.;
4) анализ – метод контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности, проводится на базе отчетности; основное назначение – оценить эффективность, выявить резервы, определить силу влияния факторов;
5) надзор – комплексный контроль деятельности субъектов, действующих на основании лицензии, проводится путем сравнения фактических значений финансовых показателей с установленными нормативами;
6) мониторинг – постоянное систематическое наблюдение за финансовой деятельностью предприятия со стороны заинтересованных лиц (инвесторы, собственники, банк и т.д.). Под мониторингом также понимается наблюдение за какими-либо процессами во внешней среде, осуществляется путем регулярного замера заранее определенного круга показателей.
|
|
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ |
по регламенту |
по времени |
по субъекту |
по сфере |
по методу |
1) обязательный (внешний); 2) инициативный (внутренний). |
1) предварительный; 2) текущий (оперативный); 3) последующий. |
1) общегосударственный (президентский, парламентский, правительственный); 2) ведомственный; 3) внутрихозяйственный; 4) аудиторский; 5) общественный. |
1) бюджетный; 2) налоговый; 3) валютный; 4) страховой; 5) денежно-кредитный. |
1) проверка; 2) обследование; 3) ревизия; 4) анализ; 5) надзор; 6) мониторинг. |
Рис. 3.6. Классификация финансового контроля
Правовое обеспечение – совокупность кодексов (налоговый, бюджетный, гражданский), законов и подзаконных актов (положений, постановлений и т.п.), регулирующих финансовый процесс. Информационное обеспечение – источники, массивы, каналы, виды информации, используемые в управлении. Техническое обеспечение – совокупность технических средств, средств связи и программного обеспечения. Кадровое обеспечение – совокупность лиц, задействованных в процессе управления, а также система подготовки кадров (учебные учреждения, программы, повышение квалификации и т.д.).
Концептуальной основой управления финансами выступает финансовая политика, под которой понимается:
- совокупность принципов, конкретных форм и методов управления финансами;
- совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Цель финансовой политики – эффективное обеспечение финансовыми ресурсами государства, а также обеспечение условий экономического роста и роста уровня жизни населения. Основные задачи:
1) создание необходимых условий для формирования финансовых ресурсов в необходимом объеме;
2) рациональное эффективное распределение и использование привлеченных ресурсов;
3) стимулирование экономики через финансовый механизм, минимизация негативных проявлений рынка;
4) содействие росту уровня жизни и повышение качества социальных услуг населению.
Любая финансовая политика имеет определенную научную и методологическую базу. При этом все концепции государственного управления можно со значительной долей условности свести к двум: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.
Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики – сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции.
В основе кейнсианства заложена центральная идея о необходимости государственного регулирования и государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Регулирование основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос.
Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции.
Различают три наиболее явных типа финансовой политики: классическая, директивная, регулирующая. На конкретном историческом этапе, в конкретных условиях используется определенный набор методов и форм управления. В рамках каждого типа политики возможно множество разнообразных моделей.
Финансовая политика существует в:
- соответствующих законах и подзаконных актах;
- специальных среднесрочных и долгосрочных Программах социально-экономического развития страны, разрабатываемых Правительством;
- структуре и содержании расходов и доходов государственного бюджета.