Управление финансами. Управление финансами – воздействие на финансовую систему, включающее комплекс взаимосвязанных мер, применяемых планомерно под постоянным контролем

Управление финансами – воздействие на финансовую систему, включающее комплекс взаимосвязанных мер, применяемых планомерно под постоянным контролем соответствующего органа. Управление финансами можно представить в виде системы взаимосвязанных элементов, которую часто называют финансовым механизмом (рис. 3.4).

цели
объект
субъект
методы
инструменты
обеспечение
Ø неоперационные; Ø операционные.
Ø финансовые отношения; Ø финансовая система.
Ø орган управления; Ø кадры управления.
Ø планирование; Ø организация;
Ø направленные на: 1) изменение требований и обязательств; 2) перемещение денежных средств; 3) участие в собственности.
Ø правовое; Ø информационное; Ø техническое; Ø кадровое.
Ø регулирование; Ø контроль.


Рис. 3.4. Элементы системы управления финансами

Рассмотрим подробнее каждый элемент системы в отдельности.

Цель – конечный результат, желаемое состояние финансовой системы в целом или ее отдельного элемента. Различают два класса целей: неоперационные и операционные.

Неоперационная цель не имеет конкретных количественных измерителей и конечного состояния – ее нельзя достичь и поставить другую, такая цель перманентна, она служит скорее в качестве принципа принятия управленческих решений. К этому классу целей относят обеспечение:

- независимости – наличие внутренних источников роста, способность финансовой системы сохранять устойчивость даже при неблагоприятных условиях внешней среды (падение или рост мировых цен, экономический спад, рост расходов и т.п.);

- сбалансированности – установление рационального соотношения между доходами и расходами государства, между источниками инвестиций и потребностями в инвестиционных ресурсах, между совокупным спросом и совокупным предложением и т.д.;

- пропорциональности – оптимальное соотношение между ресурсами государства и ресурсами субъектов экономики и населения (оптимальная налоговая нагрузка, структура расходов бюджета, размер государственных заимствований и др.).

В конкретных условиях ставятся и достигаются операционные цели. Эти цели конкретны, количественно измеримы, определены по срокам реализации; предполагают разработку конкретных механизмов и закрепление ответственных лиц. Спектр целей может быть достаточно широк и подвержен постоянному изменению – в конкретных исторических условиях ставятся свои цели.

Объект управления – финансовая система как совокупность отдельных взаимосвязанных звеньев, а также финансовые отношения по поводу формирования и использования целевых фондов. В частности, в области государственных финансов среди комплекса финансовых отношений можно выделить следующие основные:

- определение процедуры принятия, исполнения финансовых решений, форм и методов контроля;

- разработка классификаций доходов и расходов бюджета;

- налогообложение (определение видов и ставок налогов, порядка изъятия, льгот и санкций, круга плательщиков);

- использование государственной собственности (определение перечня приватизируемых объектов, порядка приватизации и передачи объектов в долгосрочную аренду, расчет стоимости объектов и размера арендной платы);

- формирование информационной базы и определение порядка обмена информацией;

- формирование документационного обеспечения процессов управления.

Субъект управления – органы государственной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, соответствующие департаменты министерств и ведомств, а также финансовые службы предприятий и организаций. Очевидно, что помимо номинального статуса, каждый управленец наделяется определенными функциями, полномочиями, за каждым закрепляется сфера ответственности и определяется порядок взаимодействиями с другими органами и подразделениями.

На уровне федеральной власти управление финансами осуществляют:

- Президент РФ (определяет основные направления развития финансовой системы посредством бюджетного послания Федеральному собранию, подписывает финансовые законы, дает конкретные указания и задания Правительству и руководителям Министерств и ведомств);

- Федеральное Собрание (рассматривает и принимает финансовые законы, в том числе закон о бюджете на очередной финансовый год, утверждает отчет об исполнении бюджета);

- Правительство – основной орган управления (реализация финансовой политики, формирование проекта и исполнение бюджета, регулирование цен и тарифов, надзор и регулирование финансовых рынков, управление государственным кредитом и др.);

- Банк России (совместно с Правительством разрабатывает и реализует финансовую и денежно-кредитную политику, занимается кассовым исполнением бюджета, регулирует деятельность банковской системы);

- Казначейство (контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках);

- Счетная Палата РФ – основной контролирующий орган за федеральными финансовыми ресурсами;

- министерства и ведомства (в первую очередь – министерство финансов).

Методы управления – это некоторые приемы, способы воздействия. Если основываться на функциональном подходе к управлению, можно выделить следующие группы методов управления:

1) планирования;

2) организации;

3) регулирования;

4) контроля.

Планирование – определение количественных пропорций финансовых отношений. Среди основных методов можно выделить:

- разработка стратегии – долгосрочные цели и механизмы их достижения;

- программирование – способ планирования, использующий ресурсно-целевой подход, т.е. устанавливаются конкретные цели и определяются конкретные источники финансирования (используются для решения таких задач, которые имеют измеримый конечный результат);

- бюджетирование – определение целей (например, размера доходов), затрат, капитала, установление сроков, закрепление ответственных;

- разработка смет, платежных календарей, графиков и др.

Организация – определение ответственных лиц и подразделений, закрепление функций, установление порядка взаимодействия между различными уровнями управления и т.д.

Регулирование – применение всего комплекса форм, методов, пропорций финансовых отношений, наиболее эффективных в данных условиях. Различают методы прямого (регламентация, запрет, лицензирование, квотирование и т.п.) и косвенного (виды и ставки налогов, льготы, санкции, расходы бюджета, субсидии, порядок ценообразования, тарифы и цены государственных монополий и др.) регулирования.

Финансовый контроль – форма реализации одной из функций финансов – деятельность органов управления финансами, который заключается в постоянном наблюдении за процессами формирования и использования денежных фондов. Контроль осуществляется по линии проверки эффективности использования ресурсов и полноты исполнения финансового законодательства.

Классификация финансового контроля приведена на рисунке 3.6.

Рассмотрим несколько подробнее основные методы финансового контроля:

1) проверка – изучение отдельных финансовых вопросов, проводится на месте с использованием отчетных, балансовых и расходных документов;

2) обследование – более широкий обзор отдельных сторон деятельности с целью оценки финансового положения предприятия; помимо изучения документации может включать опрос, анкетирование и т.д.;

3) ревизия проводится на месте с целью установления законности финансовой дисциплины и выявления нарушений на основе первичной отчетности, фактического наличия денежных средств и т.п.;

4) анализ – метод контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности, проводится на базе отчетности; основное назначение – оценить эффективность, выявить резервы, определить силу влияния факторов;

5) надзор – комплексный контроль деятельности субъектов, действующих на основании лицензии, проводится путем сравнения фактических значений финансовых показателей с установленными нормативами;

6) мониторинг – постоянное систематическое наблюдение за финансовой деятельностью предприятия со стороны заинтересованных лиц (инвесторы, собственники, банк и т.д.). Под мониторингом также понимается наблюдение за какими-либо процессами во внешней среде, осуществляется путем регулярного замера заранее определенного круга показателей.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
по регламенту
по времени
по субъекту
по сфере
по методу
1) обязательный (внешний); 2) инициативный (внутренний).
1) предварительный; 2) текущий (оперативный); 3) последующий.
1) общегосударственный (президентский, парламентский, правительственный); 2) ведомственный; 3) внутрихозяйственный; 4) аудиторский; 5) общественный.
1) бюджетный; 2) налоговый; 3) валютный; 4) страховой; 5) денежно-кредитный.
1) проверка; 2) обследование; 3) ревизия; 4) анализ; 5) надзор; 6) мониторинг.

Рис. 3.6. Классификация финансового контроля

Правовое обеспечение – совокупность кодексов (налоговый, бюджетный, гражданский), законов и подзаконных актов (положений, постановлений и т.п.), регулирующих финансовый процесс. Информационное обеспечение – источники, массивы, каналы, виды информации, используемые в управлении. Техническое обеспечение – совокупность технических средств, средств связи и программного обеспечения. Кадровое обеспечение – совокупность лиц, задействованных в процессе управления, а также система подготовки кадров (учебные учреждения, программы, повышение квалификации и т.д.).

Концептуальной основой управления финансами выступает финансовая политика, под которой понимается:

- совокупность принципов, конкретных форм и методов управления финансами;

- совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Цель финансовой политики – эффективное обеспечение финансовыми ресурсами государства, а также обеспечение условий экономического роста и роста уровня жизни населения. Основные задачи:

1) создание необходимых условий для формирования финансовых ресурсов в необходимом объеме;

2) рациональное эффективное распределение и использование привлеченных ресурсов;

3) стимулирование экономики через финансовый механизм, минимизация негативных проявлений рынка;

4) содействие росту уровня жизни и повышение качества социальных услуг населению.

Любая финансовая политика имеет определенную научную и методологическую базу. При этом все концепции государственного управления можно со значительной долей условности свести к двум: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики – сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции.

В основе кейнсианства заложена центральная идея о необходимости государственного регулирования и государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Регулирование основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос.

Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции.

Различают три наиболее явных типа финансовой политики: классическая, директивная, регулирующая. На конкретном историческом этапе, в конкретных условиях используется определенный набор методов и форм управления. В рамках каждого типа политики возможно множество разнообразных моделей.

Финансовая политика существует в:

- соответствующих законах и подзаконных актах;

- специальных среднесрочных и долгосрочных Программах социально-экономического развития страны, разрабатываемых Правительством;

- структуре и содержании расходов и доходов государственного бюджета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: