Государственный кредит. Государственный долг

Государственный кредит – экономические отношения между государством и субъектами экономики по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, в которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика или гаранта.

Среди важнейших особенностей государственного кредита можно отметить:

– совмещает в себе признаки финансов и кредита – обслуживает движение централизованных фондов государства и выполняет все функции финансов, приэтом носит добровольный характер и функционирует на принципах платности, срочности, возвратности;

– как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства;

– обычно имеет потребительскую, а не производственную форму – проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;

– на уровне государства, как правило, не имеет конкретного целевого характера.

Государство выдает кредиты, как правило, другим странам – ведущим экономическим и политическим партнерам, некоторым стратегически важным отраслям, другим уровням бюджетной системы. Аналогичное значение имеет инструмент государственных гарантий.

Займы государственных органов используется как для финансирования бюджетного дефицита, так и имеют самостоятельное значение как инструмент финансового регулирования. Классификация государственных займов представлена на рисунке 4.2.

По срокам действия
Краткосрочные (до 1 года)
Среднесрочные (от 1 до 5 лет)
Долгосрочные (свыше 5 лет)
По субъекту эмиссии
Выпускаемые на уровне РФ
Выпускаемые субъектом РФ
Выпускаемые местными органами власти
По держателям ценных бумаг
Реализуемые среди населения
Реализуемые среди юридических лиц
Реализуемые среди юридических и физических лиц
По форме выплаты доходов
Процентные
Процентно-выигрышные
Выигрышные
Беспроцентные (целевые)


Рис. 4.2. Классификация государственных займов

Привлечение государством кредитов приводит к появлению государственного долга[4]. Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Различают внутренний и внешний долг.

В объем государственного внутреннего долга включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

В объем государственного внешнего долга включаются:

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Помимо долга РФ (федерального долга) различают государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

По срокам погашения различают:

- текущий долг – состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году);

- капитальный долг – включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) – непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий по определению мест и условий погашения и размещения займов. Методы управления долгом представлены на рисунке 4.3.

деятельность органов власти по определению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Конверсия – изменение доходности или других условий займов
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене одного кредитного обязательства другим обязательством
Рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов
Консолидация (у нификация) – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению
Отсрочка погашения платежа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам
Аннулирование долга (дефолт) – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств (неспособность выполнять обязательства). Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства


Рис. 4.3. Методы управления государственным долгом

На уровне федеральной власти управление долгом осуществляют:

- Государственная дума – устанавливает верхний предел государственного долга при утверждении бюджета; определяет политику по отношению к государственному долгу;

- Правительство РФ – определяет порядок, условия выпуска и размещения государственных ценных бумаг;

- Центральный банк РФ – обслуживает обращение государственных ценных бумаг (организует торги, выплачивает проценты и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: