Государственный кредит – экономические отношения между государством и субъектами экономики по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, в которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика или гаранта.
Среди важнейших особенностей государственного кредита можно отметить:
– совмещает в себе признаки финансов и кредита – обслуживает движение централизованных фондов государства и выполняет все функции финансов, приэтом носит добровольный характер и функционирует на принципах платности, срочности, возвратности;
– как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства;
– обычно имеет потребительскую, а не производственную форму – проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;
– на уровне государства, как правило, не имеет конкретного целевого характера.
|
|
Государство выдает кредиты, как правило, другим странам – ведущим экономическим и политическим партнерам, некоторым стратегически важным отраслям, другим уровням бюджетной системы. Аналогичное значение имеет инструмент государственных гарантий.
Займы государственных органов используется как для финансирования бюджетного дефицита, так и имеют самостоятельное значение как инструмент финансового регулирования. Классификация государственных займов представлена на рисунке 4.2.
По срокам действия |
Краткосрочные (до 1 года) |
Среднесрочные (от 1 до 5 лет) |
Долгосрочные (свыше 5 лет) |
По субъекту эмиссии |
Выпускаемые на уровне РФ |
Выпускаемые субъектом РФ |
Выпускаемые местными органами власти |
По держателям ценных бумаг |
Реализуемые среди населения |
Реализуемые среди юридических лиц |
Реализуемые среди юридических и физических лиц |
По форме выплаты доходов |
Процентные |
Процентно-выигрышные |
Выигрышные |
Беспроцентные (целевые) |
Рис. 4.2. Классификация государственных займов
Привлечение государством кредитов приводит к появлению государственного долга[4]. Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
|
|
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Различают внутренний и внешний долг.
В объем государственного внутреннего долга включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
В объем государственного внешнего долга включаются:
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;
- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Помимо долга РФ (федерального долга) различают государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
По срокам погашения различают:
- текущий долг – состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году);
- капитальный долг – включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) – непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий по определению мест и условий погашения и размещения займов. Методы управления долгом представлены на рисунке 4.3.
деятельность органов власти по определению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств |
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ |
Конверсия – изменение доходности или других условий займов |
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене одного кредитного обязательства другим обязательством |
Рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов |
Консолидация (у нификация) – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению |
Отсрочка погашения платежа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам |
Аннулирование долга (дефолт) – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств (неспособность выполнять обязательства). Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства |
Рис. 4.3. Методы управления государственным долгом
На уровне федеральной власти управление долгом осуществляют:
- Государственная дума – устанавливает верхний предел государственного долга при утверждении бюджета; определяет политику по отношению к государственному долгу;
- Правительство РФ – определяет порядок, условия выпуска и размещения государственных ценных бумаг;
- Центральный банк РФ – обслуживает обращение государственных ценных бумаг (организует торги, выплачивает проценты и пр.).