II. Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него.
I. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
Социальные и психологические факторы в истории языков.
1. Этапы зарождения, создания и развития устного языка.
2. Этапы зарождения, создания и развития письменного языка.
3. Этап правильных и неправильных языков.
4. Этап национальных языков.
Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
В истории развития языка можно выделить ряд этапов.
Зарождение, создание, развитие устного языка.
Это единый шоттогонический процесс.
Особенности языка в первобытном обществе:
1) Язык характеризовался множесвенностью и дробностью в рамках единой языковой семьи.
2) Характерно было быстрое изменение языков вследствие глубоких языковых контактов.
3) Существовали групповые подъязыки.
Эвфегинизм (хорошо говорю) – это благопристойная, смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым (старая женщина => в преклонном возрасте).
|
|
4) Характерно изобилие слов в языке с конкретной семантикой.
5) Коммуникация или общение без письменного языкового вклада в себя, использование жестов.
6) Наличие в языке табуированных слов и выражений (запрещенные слова). Поэтому быстрое обновление языкового словаря.
7) Семантическая расплывчатость (диффузность словоупотребления или нестабильность семантики). Смысл слова может быть разгадан только в конкретной фразе.
Зарождение, создание и развитие письменного языка.
Дописьменный язык называли варварским языком, дописьменную культуру – варварской. Письменность возникла, когда образовались первые государства: на смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы.
Письменный язык обладает тремя важными свойствами:
1) С его помощью можно обратиться к неограниченному числу людей.
2) Сообщение может быть почитано неоднократно.
3) Он может включать в себя такие знаки, которые не доступны устному языку (чертежи, схемы, различные символы).
С появлением письменности общество разделяется на грамотных и неграмотных. Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется обилие текстов, созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому возникает потребность в унификации языка для успешного чтение и понимания текстов: появляются грамматика, логика, риторика, философия, стилистика
Этот этап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда возникает задача сохранения единства цивилизации и культуры. Основную роль при этом начинает играть религия: христианство (православие и католичество), ислам, конфуцианство. В целях сохранения смысловой ценности тексты канонизируются. Канонизированные тексты считаются правильными (тексты священного писания), а неканонизированные – неправильными (апокрифы). Апокрифы – произведения с библейским сюжетом, содержание которых не совпадает с официальным вероучением.