Тема № 1теория права как юридическая дисциплина

Президент Республики

Президент Итальянской Республики определен как глава государства, олицетворяющий национальное единство (ст.87.). Его конституционный статус определяется парламентской формой правления итальянского государства. Президент избирается на семилетний срок с возможностью неограниченного переизбрания. Избирает президента особая коллегия, в состав которой входят все члены Парламента, а также по три представителя от каждой автономной области (от Валле д’Аоста – 1), избираемых областными советами. Для избрания кандидату в Президенты необходимо набрать не менее двух третьих голосов членов коллегии, а после трех голосований достаточно более пятидесяти процентов голосов. Решение о назначении выборов принимает председатель палаты депутатов.

Президент Республики по Конституции наделен следующими полномочиями:

· в отношении Парламента обладает правом роспуска обеих палат;

· в законодательной сфере по инициативе Правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов, промульгирует законы, обладает отлагательным вето, издает одобренные Правительством декреты, обладающие силой закона, назначает референдум, в том числе по отмене закона;

· назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров, а по рекомендации последнего членов Правительства;

· является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном Совете обороны и в Высшем Совете магистратуры;

· распускает на основании предварительного постановления палат Парламента Советы автономных областей;

· по решению Парламента объявляет состояние войны;

· обладает правом помилования и снижения меры наказания;

· аккредитует и принимает дипломатических представителей, имеет и ряд других полномочий.

Широкий круг президентских полномочий подрывается необходимостью контрассигнации всех актов Президента, министром или Председателем Совета министров (ст.89).

Конституция устанавливает принцип неответственности Президента за действия, совершенные во время исполнения своих функций. Исключения составляют государственная измена или посягательство на Конституцию (ст.90).

Если Президент не в состоянии осуществлять свои функции, их выполняет Председатель Сената.

7. Правительство Италии

Конституция Италии (ст.92) устанавливает, что «Правительство Республики состоит из Председателя Совета министров и из министров, которые вместе образуют Совет министров.

Формально Председатель Совета министров и министры назначаются Президентом Республики, но фактически решающая роль в формировании Правительства принадлежит Парламенту.

Особенности формирования Правительства Италии заключаются в том, что:

· Правительство сначала формируется, а затем утверждается Парламентом;

· Правительство утверждается не только нижней, но и верхней палатой Парламента;

· Совет министров Италии несет ответственность перед обеими палатами Парламента;

· при вынесении вотума недоверия Правительству хотя бы одной палатой Парламента, оно должно уйти в отставку.

По итальянской конституционной доктрине Правительство в условиях слабой президентской власти восполняет конституционную «политическую безответственность» Президента и берет на себя многие его полномочия, что подтверждает институт контрасигнатуры.

Компетенция Совета министра специально не оговорена в Конституции Италии. В 1988 году был принят закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру Правительства, полномочия министров. Совет министров является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. Правительство выступает с законодательными инициативами, а также в соответствии со ст.76 и ст.77 Конституции осуществляет некоторые законодательные функции. Согласно ст.95 Конституции Председатель Совета Министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного направления, координируя деятельность министров. Именно глава Правительства при формальном участии Президента осуществляет такие полномочия, как назначение министров и других высших должностных лиц государства, выступает с законодательными инициативами, обеспечивает прохождение и принятие законов, взаимодействует с главами областей, принимает решения о постановке вопроса о доверии Правительству перед Парламентом и роспуске Парламента. По мнению итальянских государствоведов, глава Правительства фактически взял на себя многие функции Президента, став первой фигурой в исполнительной власти страны.

8. Судебная власть

Судебная система Италии имеет следующие особенности:

· прокуратура объединена с судебной системой;

· судьи и прокуроры образуют обособленную от других государственных органов категорию магистратов;

· деятельностью магистратов руководит особый орган – Высший Совет магистратуры, возглавляемый Президентом Республики;

· судебная система имеет структуру, несовпадающую с административно-территориальным делением страны;

· судьи низового уровня могут не иметь юридического образования.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд.

Италия поделена на 23 судебных округа. В каждом из которых имеется апелляционный суд, 5-6 трибуналов, от 25 до 35 преторов – профессиональных мировых судей. Самое нижнее звено судебной системы мировой судья – в коммуне. В каждом судебном округе имеются суды ассизов (присяжных) Всего их 94. Дела с участием ассизов рассматривают 2 судьи – профессионала и 6 присяжных. Жалобы на принятые решения этих судов разбираются апелляционными судами присяжных, имеющимися по 1-2 в каждом судебном округе. С 1988 года во всех судебных округах созданы трибуналы по делам несовершеннолетних.

Обособленную систему составляет административная юстиция, состоящая из административных трибуналов (по 1 в каждой области). Возглавляет эту систему Государственный совет, состоящий из 74 государственных советников назначенных декретом Президента Республики. Государственный совет в соответствии со ст. 100 Конституции выполняет консультативные функции в области административного права, дает заключения о законопроектах, направляемых Правительством в Парламент и осуществляет правосудие в административной сфере. Он контролирует законность актов Правительства и министерств, рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов.

Общая теория права – фундаментальная юридическая дисциплина, занимающая центральное место в правоведении. Ее часто называют «математикой права», так как с нее начинается освоение юриспруденции. Общая теория права изучает общество в его государственно-правовом разрезе.

Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи. Это наука теоретическая, концептуальная, юридико-политическая, гуманитарная, играющая методологическую роль для всех отраслевых, межотраслевых, исторических и специальных юридических дисциплин. Ее методология, принципы, категории, понятия имеют «сквозное» значение для всего правоведения. Государство не может существовать без права и наоборот. Передача теории государства политологии, конституционному, административному праву невозможна ввиду органической целостности, неразрывности, государственно-правовых явлений, в противном случае, это существенно обедняло бы предмет общей теории права и не соответствовало истине.

Истинное знание предмета общей теории государства и права имеет методологическое значение для всех юридических наук, а также для законодательной деятельности и реализации права. Общая теория государства и права имеет и огромное воспитательное значение, так как с помощью нее формируется высокая правовая культура как в области правовых исследований, так и в кругу работников законодательных, исполнительных и судебных органов государства, у студентов и всего населения в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: