Правотворчество и систематизация нормативных
ТЕМА № 11
НОРМЫ ПРАВА.
ТЕМА № 10
Норма права – это атом правовой системы. Норма права – это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее ключевые вопросы общественной жизни. Именно норма формирует стабильность и порядок в обществе. Ее признаками являются общеобязательность, предоставительно-обязывающий характер, системность, неперсонифицированность, формализованность.
Юридическая структура правовой нормы состоит, как правило, из гипотезы, диспозиции и санкции. Регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а правоохранительные – из гипотезы и санкции.
Норма выражает содержание, условия, правовые последствия ее нарушения или соблюдения.
Диспозиция – это само правило поведения, формулирующее субъективные права и юридические обязанности адресатов.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, события, при наличии которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов права.
Санкция содержит вид и меру возможного наказания или поощрения.
Гипотезы, диспозиции, санкции бывают абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, простые, отсылочные и бланкетные.
Норма права выражается в статье нормативного правового акта. Существуют следующие способы изложения нормы: прямой, отсылочный, бланкетный, в одной статье две и более норм.
Правовые нормы подразделяются на исходные, общие, специальные, по отраслевой принадлежности, материальные и процессуальные, в зависимости от метода правового регулирования, постоянные и временные.
Одной из основных форм руководства обществом выступает правотворчество.
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов (общественных организаций, народа) по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Это деятельность, связанная с созданием права, начиная от идей и заканчивая принятием законодательства. Нормотворчество и законотворчество выступает формами правотворчества. Виды правотворчества:
– правотворчество народа путем референдума;
– правотворчество государственных органов (особая роль парламента);
– правотворчество общественных организаций по поручению государства.
Основными принципами правотворчества является: конституционность, соответствие актов нижестоящих государственных органов актам Главы государства и вышестоящих органов, приоритет общепризнанных принципов международного права, защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научность.
Нормотворческий процесс – это нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных) лиц по разработке и принятию нормативных правовых актов, введению в действие.
Стадии нормотворческого процесса в Республике Беларусь:
– планирование нормотворческой деятельности;
– нормотворческая инициатива;
– подготовка проекта нормативного правового акта;
– принятие (издание) нормативного правового акта;
– включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
– опубликование.
Субъектами нормотворческой инициативы, в соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» являются: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу изменения, дополнения Конституции обладают Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил подготовки проектов нормативных правовых актов. Она включает в себя: юридическую терминологию, юридические конструкции и способы конструирования нормативного правового акта.
Систематизация законодательства – это деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведения их в единую внутренне согласованную систему. Основными видами систематизации является: учет НПА, кодификация, инкорпорация и консолидация. Наиболее важный и эффективный вид систематизации – кодификация.
Кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов (один из эффективнейших), сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.