Право в системе социального регулирования

ТЕМА № 5

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

ТЕМА № 4

Важнейшей характеристикой государства является его форма. Форма государства – это способ организации, устройства и осуществления государственной власти. Она включает в себя форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология и т.д. Содержание, социальная направленность государства влияют на форму и наоборот, однако форма обладает и относительной самостоятельностью, выражающей в преемственности, внутренних законах развития.

Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти.

Основные формы правления: монархия (абсолютная, ограниченная, конституционная, парламентская …) и республика (парламентская, президентская, смешанная).

Форма государственного (территориального) устройства – это совокупность способов устройства государственной власти.

Формы государственного устройства бывают простые (унитарное государство) и сложные (федерация, конфедерация, уния и др.)

Государственный (политический) режим – это совокупность способов осуществления государственной власти. Он может быть демократическим (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической демократией, либерально-демократическим) и антидемократическим (тоталитарным, фашистским, авторитарным, тираническим, деспотическим и т.д.).

Общество как целостный социальный организм нуждается в упорядочении, регулировании. Регулировать – значит определять поведение людей, вводить его в определенные рамки с помощью меры, масштаба. Определяющую роль в процессе регулирования общественных отношений играют собственность, власть, идеология.

Способами социального регулирования выступают: побуждение, понуждение, принуждение. Систему социальных регуляторов делят на индивидуальную и общественную, нормативную и ненормативную. В основе нормативных лежит норма, масштаб поведения. К нормативным регуляторам относятся: правовые, моральные, политические, экономические, религиозные, корпоративные, юридико-технические, нормативно-технические и др. нормы.

К ненормативным способам регулирования общественных отношений относят ценностный, директивный, информационный способы, социальный институт предсказаний и др.

Появление социальной нормы – скачок в регулировании общества. Норма имеет объективно-субъективный характер. Центральное место в системе регулирования занимает право. Это обусловлено его социальной энергией, направленностью на решение коренных вопросов, формализованностью, общеобязательностью, опорой на материальный и духовный потенциал государства.

Все другие нормы не только взаимосвязаны, но и имеют свой предмет нормативного регулирования.

Право тесно связано со справедливостью. Справедливость – это духовная ценность, идеальный масштаб, образец того, как распределять блага и обязанности между людьми, как регулировать противоречащие интересы и цели отдельных личностей, личности и общества, личности и государства. Право должно соответствовать, прежде всего, требованиям справедливости, быть законным. Справедливость юриста – это, прежде всего, законность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: