Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий 3 страница

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

Обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, его имущества, а также охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, а также на соответствие показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация, как форма подтверждения соответствия, проводится по инициативе заявителя. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру проверяемых показателей. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для сертифицируемой продукции либо услуг.

Декларирование, как форма подтверждения соответствия, осуществляется изготовителями (продавцами) продукции, зарегистрированными в установленном порядке в Республике Беларусь, - заявителями на подтверждение соответствия в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия согласно Перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Согласно ТКП 5.1.02-2004 сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам. Ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются органом по сертификации.

При добровольной сертификации - схема определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.

Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

2.1 Гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Гражданская ответственность регулируется нормами гражданского кодекса Республики Беларусь, и оговаривается в договорах на поставку товаров.

Если недостатки товаров не были оговорены продавцом, покупатель в праве по своему выбору потребовать от продавца следующее: соразмерные уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостаток в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков.

В случаях существенного нарушения качества: -отказаться от исполнения договора купли-продажи, требовать возврата денежной суммы; -потребовать замены товара (если не установлен срок годности, требования м. б. представлены в течение 2 лет со дня передачи товара) [6].

Основными формами гражданско-правовой ответственности является взыскание убытков (компенсация морального вреда) и неустойка.

Основополагающий принцип гражданско-правовой ответственности - полное возмещение всех причиненных убытков, восстановление должником имущественного состояния потерпевшего лица.

Основания гражданско-правовой ответственности:

1) Противоправное поведение должника - его действия нарушающие нормы права и основанные на них субъектные права и интересы других лиц;

2) Наличие вреда (убытков), возникшего у кредитора вследствие нарушения обязательств должником;

3) Непосредственная причинная связь между нарушением обязательств должником и возникшими у кредитора убытками;

4) Наличие вины в противоправном поведении: умысел или неосторожность.

Видами гражданско-правовой ответственности являются:

1) Долевая - лицо отвечает лишь в пределах определенной доли в имуществе;

2) Солидарная - один отвечает за всех, все за одного или в равных долях;

3) Субсидиарная - дополнительная ответственность

2.2 Административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Мерой административной ответственности является административное взыскание. За совершение административных правонарушений КоАП Республики Беларусь предусмотрены следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9)взыскание стоимости предмета административного правонарушения

43. Правовое регулирование оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется оценка соответствия, относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

Оценка соответствия осуществляется в целях:

• обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

• повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

• создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.

К основополагающим нормативным актам относятся:

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

Закон Республики Беларусь «О торговле»;

Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

44. Обеспечение единства измерений в РБ (Закон "Об обеспечении единства измерений")

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь – комплекс мер по государственному регулированию и управлению, государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами в целях обеспечения единства измерений.

Результаты измерений, выполненные в системе обеспечения единства измерений, выражены в узаконенных единицах величин, имеют прослеживаемость до национальных и международных эталонов, гарантированную степень точности и достоверности и являются основанием для принятия решений в экономике, промышленности, науке, торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, оценке и контроле продукции и природных ресурсов, обороне, безопасности, транспорте и связи и других отраслях.

Цели системы

• обеспечение единства измерений как одного из важнейших элементов единого рынка продукции, работ и услуг Республики Беларусь;

• защита интересов населения и государства от последствий неточных и неправильных измерений;

• достоверный учет материальных, энергетических и природных ресурсов;

• совершенствование техники измерений в соответствии с уровнем технико-экономического развития;

• повышение качества товаров и услуг и обеспечение конкурентоспособности продукции;

• объективная и сопоставимая оценка параметров среды обитания;

• достижение доверия к результатам измерений при проведении поверки, калибровки, испытаний.

45. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РБ. Объекты, субъекты и формы инвестиционной деятельности

Инвестиции - это слово иностранного происхождения: от лат. "in-vestire" - "одевать" в широком смысле трактуется как "вложения в будущее"; "любые имеющиеся средства, облеченные, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, приносящее выгоду”.

Легальное определение понятия "инвестиции" закреплено в статье 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N 37-З (далее по тексту сокращенно - ИК Республики Беларусь), в соответствии с которой под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

По сути, инвестиции - это имущество в широком его понимании, и отношения по передаче, вложению, использованию инвестиций в процессе осуществления той или иной деятельности, будут являться имущественными, товарно-денежными, стоимостными, т.е. гражданско-правовыми. Но, тем не менее, "такое имущество" имеет свою специфику, что обусловливает его отдельное инвестиционное регулирование и даже название.

Специфика проявляется в том, что имущество, именуемое инвестициями:

1) всегда кому-то принадлежит на вещном или ином праве.

2) отвлекается от целей удовлетворения текущих потребностей, которые удовлетворяются за счет иных средств, также, именуемых имуществом.

3) вкладывается в определенные объекты, создание, использование которых позволит получить прибыль и (или) достичь иной значимый эффект (результат), как правило, в будущем.

4) названные цели инвестиций могут быть как предпринимательскими, коммерческими - цель - получение прибыли, так и некоммерческими - цель - достижение иного значимого результата (эффекта).

5) имущество служит, в первую очередь, удовлетворению интереса того лица, которому оно принадлежит. Интерес этот является не любым, а соотносится с целью получения прибыли и (или) достижения иного значимого эффекта (результата) для лица, вкладывающего инвестиции.

6) данное имущество в процессе вложения в определенные объекты часто связано с риском его утраты или утраты прибыли.

Указанные признаки можно считать общими для понятия "инвестиции", применимыми к отдельным видам инвестиций. Инвестиции являются особым объектом гражданских прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся, в большей своей массе, по сути, гражданско-правовыми.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.

Согласно ст. 4 ИК Республики Беларусь объектами инвестиционной деятельности являются:

• недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

• ценные бумаги;

• интеллектуальная собственность.

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

• создание юридического лица;

• приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

• доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

• недвижимости;

• ценных бумаг;

• прав на объекты интеллектуальной собственности;

• концессий;

• оборудования;

• других основных средств.

46. основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности. Защита инвестиций

В соответствии со ст.8 ИК Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов инвесторов;

2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Защита инвестиций

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются Инвестиционным Кодексом и законами Республики Беларусь.

47. инвестиционный договор.(инвестиционный кодекс)

Статья 44. Общие положения

В целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор.

Статья 45. Стороны инвестиционного договора

Сторонами в инвестиционном договоре выступают:

с одной стороны – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь);

с другой стороны – национальные или (и) иностранные инвесторы.

Статья 46. Условия инвестиционного договора

Инвестиционный договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на:

• срок действия инвестиционного договора;

• объект и объем инвестиционной деятельности;

• права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;

• дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

• ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;

• порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора.

• Помимо названных обязательных условий инвестиционный договор может включать также:

• взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона;

• порядок изменения инвестиционного договора;

• право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);

• обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта;

• иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта.

В инвестиционном договоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Статья 47. Порядок заключения инвестиционного договора

Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Инвестиционный договор подписывается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров. Порядок ведения указанного реестра определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 48. Стабильность условий инвестиционного договора

Условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором.

50.Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования

В соответствии со статьёй 13 Конституции Республики Беларусь «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом». Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования.

Основными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы лицензирования, являются:

-Гражданский кодекс Республики Беларусь;

-Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Помимо указанных нормативных правовых актов существует ряд актов законодательства, регулирующих отношения в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензии – это специальные разрешения на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемые лицензирующим органом соискателю лицензии.

Лицензия представляет собой административный акт уполномоченного республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается:

-на определенный срок;

-на определенный вид деятельности.

Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится:

-министерствами;

-государственными комитетами и ведомствами;

-исполкомами местных Советов депутатов по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.

Действие лицензии может быть прекращено:

-по истечении срока, на который она выдана;

-по нарушению срока обращения для внесения изменений и дополнений;

-по решению суда либо регистрирующего органа.

В случае нарушения субъектом хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления данного вида деятельности орган, выдавший лицензию, по представлению соответствующих органов надзора, обоснованных претензий иных юридических лиц, граждан и по итогам собственных проверок может приостановить ее действие до устранения допущенных нарушений (на определенный срок) либо дать указание об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензии.

В случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии она может быть аннулирована.

Лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата о прекращении либо аннулировании лицензии. Уведомление происходит с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.

За нарушение порядка рекламирования видов деятельности, подлежащих лицензированию:

1)действие выданной рекламодателю лицензии может быть приостановлено;

2)рекламодатель может быть лишен такой лицензии по решению:

-органа, выдавшего лицензию;

-Министерства экономики Республики Беларусь.

При лишении права пользования лицензией субъект хозяйствования возвращает лицензию выдавшему ее органу.

48 Концессия

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.

Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).

Представляет специфическую разновидность долговременной крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.

По своему экономическому содержанию концессия отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению госсобственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности.

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ нашей страны основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления концессий, являются Инвестиционный кодекс (далее — ИК) и Закон от 5.05.1998 № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Под концессией, согласно ст. 50 ИК, понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с лицом, указанным в ст. 52 ИК, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Объектами концессии в соответствии со ст. 51 ИК могут являться:

— право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, — по решению Президента;

— недра, воды, леса, земли, а также объекты (в т.ч. предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, — в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом.

По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий (ст. 49 ИК).

Сторонами договора концессии, согласно статье 52 ИК, могут выступать только:

- с одной стороны — Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления (концессионный орган);

- с другой стороны — национальные инвесторы, в т.ч. юридические лица частной формы собственности либо (и) юрлица, в имуществе которых доля РБ, ее административно-территориальных единиц, а также госорганизаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

Из этой нормы следует, что простое юридическое лицо и даже государственное унитарное предприятие не вправе выступать стороной по договору концессии.

К концессионным договорам применительно к ИК относятся: полный концессионный договор; концессионный договор о разделе продукции; концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).

При полном договоре концессионер сохраняет право собственности на произведенную им продукцию и, если иное не оговорено в договоре, уплачивает все установленные законодательством налоги и обязательные платежи (ст. 54 ИК). При «раздельном» варианте произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом возможно полное или частичное освобождение от уплаты налогов и иных платежей в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции (ст. 55 ИК). При договоре об оказании услуг концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Если данный договор «с риском» — вознаграждение выплачивается лишь при условии достижения концессионером заявленного результата, если «без риска» — вознаграждение гарантировано (ст. 56 ИК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: