Теоретические подходы к исследованию семьи

Теория рационального выбора и обмена (Дж. Хоманс).

Согласно данной теории человек оценивает издержки и вознаграждения, получаемые от взаимоотношений с партнером. В процессе взаимодействия он ищет удовлетворения своих различных потребностей – эмоциональных, сексуальных, экономических, духовных. Если издержки в отношениях превосходят получаемые вознаграждения, то продолжение таких отношений маловероятно. Женщины, имеющие унижающие их отношения с кем-либо, оценивают получаемые вознаграждения как имеющие большее значение для них – это может быть доход, социальное принятие, не нарушающее религиозных верований, наличие дома, компаньона. Баланс факторов такого обмена очень часто устанавливается социальными институтами и организациями среднего уровня – легальным регулированием отношений - заключением брачного договора, официальной процедурой развода, определяющей отношения партнеров после брака и т.д.), программами страховки, системой здравоохранения и т.д.

Согласно данной теории, даже выбор партнера рассчитывается через баланс издержек и вознаграждений. Люди оценивают свои собственные активы – физические, интеллектуальные, социальные и экономические и пытаются сделать наилучший выбор, хотя бы на уровне того набора ресурсов, который они имеют. Если человек в браке живет с личностью, имеющий весьма отличающиеся от него самого активы, то вероятно, один из них будет чувствовать себя зависимым в этих отношениях.

Теория символического взаимодействия (Г. Блумер, Дж. Г. Мид)

Данная теория помогает понять, как индивиды обучаются своим специфическим моделям поведения и мышления. Именно культура в большой степени определяет то, как мы интерпретируем различные жизненные ситуации, поскольку в процессе социализации мы обучаемся соответствующему поведению. Наши ролевые взаимоотношения развиваются через взаимодействие с другими людьми.

В теории символического взаимодействия два основных концепта взаимосвязаны между собой – это социальное конструирование реальности и определение ситуации. То, что мы определяем как привычное, формируется тем, что другие вокруг нас определяют как обычное и нормальное. Наши представления о семье социально сконструированы нашим опытом и значимыми другими. Например, дети, которые вырастают в семьях, где принято кричать друг на друга и на детей, вырастая, будут считать, что такие отношения являются нормальными отношениями в семье.

При создании новой семьи перемешиваются представления обоих супругов о разделении труда, семейных праздниках, воспитании детей, сексуальных, психологических и экономических отношениях супругов. Молодожены социально конструируют новые отношения, перерабатывая представления о семейной жизни, полученные в семьях родителей и свои собственные желаемые установки в отношении семьи в некую новую модель. Далее эти представления транслируются окружающим как уже обычные, нормальные отношения.

Центральное положение теории символического интеракционизма – личность является активным агентом, формирующим социальную структуру через взаимодействие (interaction) с окружающими.

Однако с другой стороны, наша идентичность формируется институциональными установками на мезо-уровне. Семейная жизнь в разной степени для разных культур определяется религиозными верованиями, системой законов, организациями, рядом государственных структур. Они в разной степени определяют содержание ролей «жены» и «мужа».

Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс)

Данная теория является достаточно обобщенной и часто используемой социологами моделью, показывающей, что многие общества имеют семьи потому, что они выполняют ряд очень важных для общества функций, способствующих его выживанию. Выделяют следующие функции семьи, удовлетворяющие разнообразные потребности как общества, так и личности:

Функции семьи Потребности общества Потребности личности
1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в продолжении рода
2. Социализации и воспитания детей Поддержание культурной преемственности общества Удовлетворение потребности в родительстве, самореализация в детях
3. Хозяйственно-бытовая сфера Поддержание физического здоровья общества, физический уход за детьми, престарелыми и инвалидами Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других (стирка, покупка продуктов и приготовление пищи, содержание помещения в чистоте, глажение, мытье посуды и т.д.)
4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности)
5. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение, компаньонство.
6. Сексуальная Сексуальный контроль. Во многих обществах существует, например, табу на инцест, снижающий биологическую жизнеспособность индивидов. Удовлетворение сексуальных потребностей.
7. Эмоциональная поддержка и защита Эмоциональная стабилизация индивидов, домашняя психотерапия Получение эмоционально-психологической поддержки в семье.
8. Социально-статусная Семья, в которой человек рожден, в большой степени определяет социальный статус личности, стиль жизни, жизненные шансы. Она в большой степени влияет на образовательные возможности, доступ к здравоохранению, религиозным и политическим объединениям. Семья, повышая статус индивида в обществе, удовлетворяет потребности в уважении, признании.
9. Духовного общения Развитие потенциала членов общества Духовное взаимообогащение
10. Первичный социальный контроль Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности Моральная ориентация поведения индивида в обществе

Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И.С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «не сходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. Помимо неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.

Как отмечает И.С.Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение – результат длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.

Кроме того, в современном обществе уходят в прошлое антисексуальные установки культуры и люди перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Это находит отражение и в сексуальных сценариях (моделях поведения) современных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: