Классификация затрат
В.2. Классификация затрат на производство и реализации продукции.
Для эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции необходимо использовать определённую детализацию затрат. Детализация затрат может основываться на различных критериях должна учитывать специфику производства и цели экономической деятельности и итоговую отчетность. Детализация затрат позволяет сформировать аналитические признаки на основе которых выделяется составляющие затраты (статьи затрат, виды продукции, договора, бухгалтерского счёта и субсчёта, подразделения и отдельные группы затрат).
Основные аналитические признаки основываются на определённых видах классификации затрат:
1)По экономическим элементам затрат:
1. расходы на оплату труда, фонд заработной платы, выплаты социального характера, добровольное медицинское страхование, взносы в негосударственный пенсионный фонд, затраты на определённую одежду и другие виды затрат.
2. Отчисления в фонды социального страхования: в пенсионный фонд; фонд социального страхования + взносы по профессиональным заболеваниям и по несчастным случаям; в фонд обязательного медицинского страхования.
3.Материальные затраты: сырьё; основные и вспомогательные материалы; топливо; объекты основного производства до 40 тысяч стоимости; электроэнергия; прочие материальные затраты –услуги производственного характера: техническое обслуживание, ремонтные услуги сервисное обслуживание, уборка помещений, коммунальные услуги, приобретение различных видов энергии (сжатый воздух)
4. Амортизация: амортизация ОС; амортизация нематериальных активов

5. Прочие расходы – услуги связи, канцелярские товары, аренда, затраты на охрану труда, затрату на обучение персонала, затраты на мед. Обслуживание.
2) По способу включения в себестоимость продукции:
- прямые затраты;
- косвенные затраты.
Прямые затраты – затраты, которые непосредственно относятся на конкретный вид продукции (сырьё, электроэнергия, основные и вспомогательные материалы).
Косвенные затраты – это затраты, связанные с выпуском всех видов продукции. Их нельзя отнести прямо на какой-либо вид изделия или услугу их необходимо распределить по видам продукции для определения полной себестоимости.

3) По отношению к процессу производства:
- основные – производственные расходы;
- накладные – управленческие расходы (ОПР, ОХР).
Основные затраты – это затраты, которые непосредственно, связаны с тесным процессом производства.
Накладные затраты – это затраты, которые связаны с организацией производства и управлением.
4) По отношению к объёму производства:
* постоянные;
* переменные.
Постоянные затраты – это затраты, которые не связаны с объёмом производства, т.е. независящие от объёма производства.
Переменные затраты – это затраты, которые зависят от объёма производства и увеличиваются прямо пропорционально увеличению объёма производства.

5) По целесообразности расходования:
- производственные;
- непроизводственные.
Производственные относятся непосредственно к производству продукции установленного количества при наличии рациональной технологии и организации производства.
Непроизводственные затраты – вызваны недостатками в технологии и организацией производства в системе сохранности имущества и т.д. (оплата простоев, ущерб от хищений, исправление брака, большой процент отходов).
6) По возможности охвата планирования:
- планируемые;
- непланируемые.
Планируемые – это затраты, которые рассчитываются на определённый объём производства в соответствии с нормативами, лимитами, сметами и на основе этих затрат формируется плановая себестоимость продукции.
Непланируемые – это затраты, которые не включаются в плане и отражаются только в фактической себестоимости продукции (оплата простоев).
7) По составу:
- одноэлементные затраты – это затраты, которые не разделяются на отдельные составляющие, а регистрируются и рассчитываются на отдельное изделие (заработная плата, амортизация, материалы);
-комплексные затраты – состоят из нескольких экономических элементов (общехозяйственные затраты), регистрируются и рассчитываются для нескольких видов продукции, изделий.
8) По фазам кругооборота:
*снабженческо-заготовительные затраты;
*производственные затраты;
*сбытовые затраты;
*финансовые затраты.
Снабженческо-сбытовые затраты связанны с закупкой производственных ресурсов, транспортировкой, складированием, хранением и логистическими операциями.
Производственные затраты связанны с обеспечением производственного процесса и использованием различных производственных ресурсов.
Сбытовые – это затраты, связанные с реализацией продукции и транспортировкой до места сбыта.
Финансовые – это затраты, которые связаны с финансовой деятельностью (страхование, оценка) финансовой операции, которая сопровождает финансовый процесс.
9) По периодичности возникновения:
- постоянные, ежедневные – затраты, производимые ежедневно или с некоторым интервалом, но не реже одного раза в месяц (з/пл).
- единовременные, разовые – затраты, которые осуществляются реже, чем один раз в месяц, либо больше не повторяются (единовременная премия).
10) По отнесению к периоду:
1. затраты, за отчётный период – это затраты, которые не входят в прямую себестоимость (затраты на сбыт, научно исследовательские работы, административные расходы а также прямые затраты на производство;
2. отложенные затраты – затраты будущих периодов (затраты, понесённые в отчётном периоде, но не признанные в качестве ряда данного периода и рассматриваются как активы: начисление отпускных, страхование);
Зарезервированные – затраты ещё не наступили фактически, но уже включены в себестоимость продукции на плановую сумму предстоящих затрат.
11) По включению в себестоимость продукции в Налоговом Учете:
- принимаемые;
- непринимаемые.
Принимаемые – экономически обоснованные затраты уменьшающие НБ по налогу на прибыль.
Непринимаемые – затраты, которые не признаны экономически обоснованными затратами на производство продукции, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
12) По статьям калькуляции:
1. прямые производственные затраты:
1.1 сырьё;
1.2 основные и вспомогательные материалы;
1.3. заработная плата основных рабочих;
1.4. отчисления на социальные нужды;
1.5. топливо на технические цели;
1.6. электроэнергия на технические цели;
1.7. возвратные отходы (вычитывается);
1.8.расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (включая амортизацию).
2. общепроизводственные расходы – связаны с содержанием здания, цеха, аппарата управления цеха и организацией производства цеха.
3. общехозяйственные расходы - связанные с деятельностью всего предприятия (общие и административные расходы.
4. коммерческие расходы – расходы на сбыт, рекламу, транспортировку, упаковку, маркировку товара.
В.1. Понятие, содержание и задачи калькуляции
Калькулирование – процедура исчисления себестоимости продукции, работ и услуг.
В систему калькулирования входит калькуляционный учёт, который обеспечивает группировку затрат в таких аналитических составляющих, которые позволяют определить себестоимость выпускной продукции и её структуру.
Аналитика в калькулировании строится на сочетании выбранных подходов к группировке затрат.
Калькуляция – документ, в котором оформляется расчёт себестоимости продукции.
Калькуляционная единица – вид продукции, работы, услуги, на которую оформляется калькуляция.
Формат калькуляции определяется предприятием самостоятельно с учётом особенностей производственного процесса и используемых статей затрат в бюджетировании и бухгалтерском учёте.






