1. Процесс формирования бюджета – это процесс расчёта плановых бюджетных показателей, их балансировка и утверждение бюджета уполномоченными органами
1 этап – сбор информации и предварительный расчёт. На этом этапе осуществляется сбор данных об основных, производственных, финансовых показаниях, объём производства и продаж, рассчитывается потребность в персонале, осуществляется сбор данных о рыночных ценах на потребляемые ресурсы. Информация о состоянии национальной экономики (прогноз инфляции курса рубля, ставка рефинансирования, уровень безработицы). На основе первичных данных осуществляется расчёт основных предварительных параметров бюджета, таких как предварительный объём выручки, объём продаж, сумма расходов на производство и реализацию, объём инвестиций.
2 этап – расчёт основных плановых показателей бюджета. Рассчитываются бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на производство, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и все другие необходимые функциональные бюджеты (бюджет закупок, бюджет на оплату труда).
3 этап – балансировка и регулировка основных параметров бюджета и формирование окончательной версии. Сопоставляются расходы и доходы, проверяется выполнение нормативов по рентабельности, по уровню себестоимости, по уровню средней заработной платы, рассчитывается процент роста, производственности труда, цены на продукцию сопоставляются с конкурентами и прогнозами рынка, анализируется динамика изменения цен на потребляемые ресурсы, проверяется расчёт ряда материалов, топлива, энергии, анализируется окупаемости инвестиций, проявляется сбалансированность бюджета движения денежных средств, рассчитывается финансовый коэффициент по данным прогнозного баланса, осуществляется арифметическая проверка правильности расчётов.
При необходимости, например, в случае невыполнения нормативов или наличия арифметических ошибок в бюджете вносятся необходимые корректировки. Бюджетные показатели корректируются до тех пор, пока все параметры не будут сбалансированы и не будут выполнены все контролируемые показатели.
Итогом данной работы является формирование окончательной и сбалансированной версии бюджета.
4 этап- утверждение бюджета уполномоченным органом или руководителем организации в зависимости от полномочий.
В небольших организациях бюджет утверждается руководителем, т.е. директором, если у него есть такое право. Если руководитель организации не имеет полномочий утверждать бюджет, то решение по утверждению бюджета принимается советом директоров, общим собранием акционеров. В крупных корпоративных структурах бюджеты филиалов структурных подразделений дочерних обществ утверждаются вышестоящей организацией. Если формируется бюджет бюджетной организацией, вступает в силу после утверждения бюджета законодательным органом власти соответствующего уровня – в этом случае бюджетные показатели доводятся до организации централизованно.
5 этап – внесение корректировок в бюджет после его утверждения. В период исполнение бюджета может возникать ряд факторов, требующих внесения поправок в бюджет. Может измениться рыночная ситуация, рост ставок, ухудшение ситуации на финансовом рынке, принятие законо-х активов, влияющих на деятельность организации, форс-мажорные обстоятельства.
В целях комплексного влияния этих факторов в бюджет вносятся адекватные корректировки и утверждается уполномоченным органом. В некоторых организациях корректировки бюджета осуществляются регулярно (ежемесячно или поквартально.






