Налог на добавленную стоимость (НДС)

Федеральные налоги.

Налоги.

Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.

В I960 г. НДС был впервые введен и действовал лишь в Республике Кот д'Ивуар. В настоящее время НДС используется примерно в 50 странах мира, в том числе во всех странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕЭС («Общий рынок»).

Существует несколько факторов, которые способствует быстрому распространению налога на добавленную стоимость в мире:

1. НДС обеспечивает стабильность налоговых поступлений в бюджет, имея широкою базу обложения (охватывая практически все виды товаров и услуг).

2. Универсальный косвенный налог очень трудно «обойти», поскольку скрыть покупку сложнее, чем утаить прямые доходы.

3. НДС стимулирует экспортную деятельность компаний, поскольку не распространяется на экспортируемые товары.

Налог на добавленную стоимость введен в России с 1 января 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж.

Основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты НДС, являются:

- Налоговый кодекс РФ;

- Таможенный кодекс РФ;

- Вводный закон;

- Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;

- Международные договоры.

Ставки налога на добавленную стоимость дифференцированы: установлена основная ставка, по которой облагается большинство товаров, работ и услуг, и пониженная, применяющаяся только по определенным товарам.

Большинство промышленно развитых стран используют не одну, а несколько ставок налога на добавленную стоимость.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов,) устанавливается как квартал.

Ставки налогообложения, а также перечень операций, по которым они применяются, предусмотрены ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки можно поделить на три вида основных и два вида расчетных.

К основным налоговым ставкам относятся: нулевая, десяти процентная (10%) и восемнадцати процентная (18%) ставки.

К расчетным налоговым ставкам относятся: ставки, определяемые по пропорции на основе общих ставок 10% и 18%, а также ставка 15,25%, предусмотренная п. 4 ст. 158 Налогового кодекса РФ в случае реализации предприятия.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (до 01.01.2011 - в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

В связи с этим по субъектному составу налогоплательщики делятся на организации и индивидуальных предпринимателей.

НК РФ выделяет следующие группы организаций и индивидуальных предпринимателей:

1) налогоплательщики НДС (ст. 143 НК РФ);

2) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанности по уплате НДС (ст. 145 НК РФ);

3) налоговые агенты (ст. 161 НК РФ);

4) лица, которые неправомерно выставляют покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с предъявленной суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);

5) лица, на которых возложены обязанности налогоплательщика по договорам совместной деятельности или при доверительном управлении имуществом (ст. 174.1 НК РФ). Особенности уплаты НДС, указанными лицами рассмотрены в соответствующей главе настоящего издания.

В связи с тем, что НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа, выделяют налогоплательщиков внутреннего НДС и налогоплательщиков НДС на таможне.

При определении круга налогоплательщиков также необходимо учитывать действие международных актов, например, до 01.01.2011 особенности налогообложения при совершении хозяйственных операций с организациями Республики Беларусь должны были определяться в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

При рассмотрении субъектов, являющихся налогоплательщиками, необходимо также выделять особую группу лиц, которая освобождается от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС в порядке ст. 145 Налогового кодекса РФ.

От налогоплательщиков следует отличать лиц, которые уплачивают НДС в силу его необоснованного предъявления, в порядке п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (до 01.01.2011 - через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ).

К законодательству РФ о таможенном деле относятся, в частности, Таможенный кодекс РФ, действующий до 01.10.2011, и Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступивший в силу с 29.12.2010 (для некоторых положений предусмотрены иные сроки вступления в силу).

НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.

Согласно ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных платежей, в том числе НДС, являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные платежи (например, таможенные брокеры). В данной статье также указано, что таможенные платежи могут быть уплачены любыми лицами.

Таким образом, в большинстве случаев плательщиком таможенного НДС является непосредственно декларант. В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Ст. 146 НК РФ установлены четыре вида объектов налогообложения:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (выполнение, оказание), а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (до 01.01.2011 - на таможенную территорию РФ).

При рассмотрении данных объектов налогообложения НДС необходимо учитывать, что налоговая база по НДС не совпадает с объектом налогообложения. Иными словами, НДС облагаются не только те операции, которые являются объектом налогообложения, но и иные показатели которые формируют налоговую базу. В этой связи, при определении облагаемого оборота необходимо руководствоваться не только ст. 146 "Объект налогообложения", но и п. 1 ст. 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)", ст. 162 "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)" Налогового кодекса РФ.

Так, например, не являются объектами налогообложения, но облагаются НДС суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), суммы, полученные в виде процентов по векселям и т.п.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

В налоговой практике сумма налога на добавленную стоимость, перечисляемая в бюджет, рассчитывается как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченного поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.

Статьи 149 и 150 Налогового кодекса РФ содержат перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ применяется в отношении операций по аренде помещений иностранным гражданам и организациям.

Пункт второй указанной статьи закрепляет перечень товаров, работ, услуг, при реализации которых либо при потреблении для собственных нужд, НДС не уплачивается.

Пункт третий указанной статьи содержит перечень специфических операций, не подлежащих налогообложению.

Статья 150 Налогового кодекса РФ предусматривает перечень операций по ввозу товаров на территорию РФ, не подлежащих налогообложению.

В ст. 174 Налогового кодекса РФ рассмотрен порядок и сроки уплаты налога в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения (за исключением таможенного НДС), на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Данный срок уплаты установлен по расчетам с бюджетом начиная с III квартала 2008 года.

Например, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за III квартал 2008 года, составила 2.375.132 руб. Указанная сумма подлежит уплате в следующем порядке:

- не позднее 20 октября 2008 г. - 791.710 руб.;

- не позднее 20 ноября 2008 г. - 791.710 руб.;

- не позднее 20 декабря 2008 г. - 791.712 руб.

До указанного периода срок уплаты был не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Уплата налога лицами, освобожденными от уплаты НДС в случае выставления им счетов-фактур с НДС (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ), производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики и налоговые агенты, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е один раз за налоговый период - квартал.

Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ с учетом положений главы 21 НК РФ (ст. 177 Налогового кодекса РФ).

Возмещение НДС - это специальная процедура, осуществляемая налоговыми органами, которая заключается в возврате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в соответствии с установленным порядком в бюджет.

Возмещение осуществляется в двух видах: путем зачета или возврата. При этом основания для применения того или иного вида возмещения строго урегулированы ст. 176 и 176.1 Налогового кодекса РФ.

Зачет как разновидность возмещения - это учетная налоговая операция, совершаемая налоговым органом, в результате которой погашается задолженность налогоплательщика по уплате недоимки, пени, присужденных налоговых санкций.

Возврат как разновидность возмещения - это финансовая операция, осуществляемая органами федерального казначейства, на основе документов, направляемых налоговыми органами, по возврату денежных средств налогоплательщику.

Общий порядок возмещения налога установлен ст. 176 Налогового кодекса РФ. При этом возмещение НДС (ст. 176 НК РФ) необходимо отличать от зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, пени, предусмотренного ст. 78 и ст. 79 Налогового кодекса РФ.

Возмещение осуществляется в отношении НДС, законно уплаченного поставщику или в бюджет. Зачет (возврат) осуществляется в отношении неправомерно уплаченного или взысканного в бюджет НДС.

Механизм возмещения налога заключается в следующем.

Так, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Налогового кодекса РФ.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: