Рынок монополии

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции

последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации.

Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может

оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1 преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей,

правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

3. нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишьтам, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права

собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например,

уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это

автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы

производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение

(подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу

монопольное право на производство соответствующей продукции в течение

определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое

монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме

предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать

лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной

стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

С проявлениями нечестной конкуренции государство борется самым жестким образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы.

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента.

В России проблема монополизации экономики стоит очень остро.

Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили

предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с

повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: