Разгосударствление собственности в России при переходе к рыночным отношениям

Для советской экономики было характерно тотальное всеохватывающее огосударствление экономики. Оно породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и абсолютным господством государственной собственности, а тем самым противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.

Это противоречие может быть разрешено путем коренной реформы господствующей формы собственности. Для перехода от командно-административной к рыночной системе требуется осуществить разгосударствление или приватизацию. Под разгосударствлением понимают преобразование государственной формы собственности в иные формы собственности.

Демонополизация государственной собственности отнюдь не должна вести к полной её ликвидации. Речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией (от лат. рrivatus - частный). Под приватизацией понимается процесс приобретения в собственность граждан или их объединений всех или части акций (паев) акционерных обществ, товариществ и предприятий по желанию частного лица.

В России приватизация началась с октября 1992 г.

Цели приватизации - создание рыночного механизма регули­рования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ­водства и его объемов, повышение стимулов к труду; получение государством в процессе приватизации максимальной прибыли.

На первом ее этапе - так называемой ваучерной приватизации ставились задачи:

1) покончить с государственным монополизмом собственности;

2) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный "средний класс" (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях кризисного спада производства).

Основным способом приватизации на этом этапе было преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций. При этом предусматривались три варианта льгот трудовым коллективам. В частности, по второму варианту ему обеспечивалось получение 51% голосующих акций, то есть контрольного пакета. Большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.

Для обеспечения участия в приватизации всех трудящихся, в целях безвозмездной передачи всем гражданам России части государственного имущества была введена система приватизационных чеков. Этими чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объектов приватизации.

По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35% (для сравнения в 1991 г. доля негосударственной собственности составляла только 9%, а государственной - 91%).

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Цель этого этапа - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности. В результате ваучерной приватизации большинство промышленных предприятий перешло в собственность трудовых коллективов, которые не всегда могут разумно распорядиться полученной собственностью. Кроме того, большинство акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не дают акционированным предприятиям никаких денежных средств.

Процедура купли-продажи включает три возможных способа приватизации: коммерческий и некоммерческий конкурсы, аукцион.

При продаже на аукционе приобретаются физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объекты в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов наибольшую цену.

Результатом продажи по конкурсу (коммерческому и некоммерчес­кому) является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случае, когда от покупателя требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту (сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест, финансирование объектов социальной сферы, необходимые размеры инвестиций).

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс отличается тем, что от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

По-видимому, только с улучшением общего экономического положения в стране могут быть успешно решены сложные проблемы повышения эффективности работы приватизированных предприятий.

Современный этап приватизации — продажа крупных предприятии новорожденным олигархам.

Национализация — переход под контроль государства предприя­тий, ранее принадлежащих частным собственникам. Национализации подвергаются предприятия, которые малорентабельны, отсюда они не привлекательны для частного бизнеса. Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или отрасли в свою пользу для последую­щей организации на них производства и реализации продукции. Преобразования в аграрном секторе. Любая реформа в России не может произойти без аграрных преобразований. Переход к ры­ночной экономике затронул проблемы собственности на землю.

Это привело к образованию трех групп производителей сельскохозяйственной продукции: сельскохозяйственных предприя­тий, фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, включая сады и огороды, как индивидуальных, так и коллективных.

Сельскохозяйственные предприятия. К ним относятся сельс­кохозяйственные кооперативы, товарищества всех типов, акци­онерные общества, а также еще оставшиеся от СССР подсобные хозяйства предприятий, строек.

Фермерские хозяйства себя не оправдали, т. к. плохая орга­низация труда, финансовые сложности сделали эти хозяйства по сравнению с другими (сельскохозяйственные предприятия и хо­зяйства населения) малоэффективными.

Деприватизация – переход частной собственности в государственную по желанию собственника.

Рестрикция – переход собственности к прежним владельцам (было распространено в Германии после падения Берлинской стены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: