Подходы к трактованию рынка

Инфраструктура рынка

В развитии рынка большое значение имеет инфраструктура рын­ка - совокупность государственных, коммерческих фирм, учреждений и организаций, которые обеспечивают успешное функционирование всех видов рынка. Инфраструктура рынка подразделяется на: а) товарную; б) финансовую; в) рабочей силы. В инфраструктуру товарного рынка включаются торговля (оптовая и розничная), аукционы, ярмарки, товарные бир­жи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над це­нами, антимонопольные структуры и др. Особо выделяется инфраструкту­ра внешней торговли, к которой относятся торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, торговые дома, внешнеторговые фирмы, объединения и др. Финансовая инфраструктура включает всю банковскую систему, фондовую биржу, валютную биржу, брокерские и страховые ком­пании, холдинговые компании и др. Инфраструктура рынка рабочей силы охватывает биржи труда, службу занятости, переподготовку рабочей силы, организацию общественных работ, регулирование миграции населения и др.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение");

в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление").

Второй подход к трактовке понятия "рынок" основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

- обмен товарами и услугами по эквиваленту;

- распределение благ по факторам производства;

- механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

- саморегулирование экономического равновесия;

- средства стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).

Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда;

- развитие товарного производства;

- обособление хозяйств с ответственностью за результаты производства.

Капиталистическое товарное производство возможно только при наличии рынка, обеспечивающего обмен результатами.

Обмен осуществляется либо непосредственно - бартер: Т-Т,, либо опосредованно с помощью денег: Т-Д-Т,, Т-Д...Д-Т,.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток купли-продажи".

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1) согласие обменивающихся сторон;

2) эквивалентную возмездность;

3) свободный выбор партнеров;

4) наличие конкуренции.

Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка, в числе которых:

1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок - производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);

2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;

3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;

4) обеспечение эквивалентности на основе общественного "эталона", способствующего соизмерению затрат и результатов;

5) демократизация хозяйственной деятельности. Функционирование рынка осуществляется посредством определенной структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка.

Основными элементами рынка являются товар, цена, спрос, предложе­ние.

Товар - продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами.

Первое - потребительная стоимость, которая характеризует неповторимость товаров, создается конкретным трудом с определенными профессио­нальными качествами (пекаря, тракториста и др.), характеризуется полезными свойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими (хлеб, масло, сыр, самолет). Количественная определенность товаров связана с потребностью и ограниченностью ресурсов.

Какая-либо потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара, которые постепенно снижают полезность.

В 1854 году Герман Генрих Госсен сформулировал в этой связи:

1-й закон - величина данного желания непрерывно уменьшается, если мы продолжаем удовлетворять это желание без перерыва, до достижения полного насыщения. То есть все потребности имеют тенденцию к насыщению.

2-й закон - величина всякого отдельного желания в момент прекращения получаемого удовольствия должна быть одинаковой для всех желаний. То есть человек максимизирует полезность, выбирая между удовлетворением различных потребностей.

Потребительная стоимость (иначе полезность) является основой стоимости.

Стоимость - это второе свойство товара - создается абстрактным трудом, т.е. затратами энергии в физиологическом смысле. Затраты абстрактного труда делают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: