Инфраструктура рынка
В развитии рынка большое значение имеет инфраструктура рынка - совокупность государственных, коммерческих фирм, учреждений и организаций, которые обеспечивают успешное функционирование всех видов рынка. Инфраструктура рынка подразделяется на: а) товарную; б) финансовую; в) рабочей силы. В инфраструктуру товарного рынка включаются торговля (оптовая и розничная), аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. Особо выделяется инфраструктура внешней торговли, к которой относятся торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, торговые дома, внешнеторговые фирмы, объединения и др. Финансовая инфраструктура включает всю банковскую систему, фондовую биржу, валютную биржу, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и др. Инфраструктура рынка рабочей силы охватывает биржи труда, службу занятости, переподготовку рабочей силы, организацию общественных работ, регулирование миграции населения и др.
|
|
Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;
б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение");
в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление").
Второй подход к трактовке понятия "рынок" основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.
Основными признаками рынка являются:
- обмен товарами и услугами по эквиваленту;
- распределение благ по факторам производства;
- механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;
- саморегулирование экономического равновесия;
- средства стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).
|
|
Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда;
- развитие товарного производства;
- обособление хозяйств с ответственностью за результаты производства.
Капиталистическое товарное производство возможно только при наличии рынка, обеспечивающего обмен результатами.
Обмен осуществляется либо непосредственно - бартер: Т-Т,, либо опосредованно с помощью денег: Т-Д-Т,, Т-Д...Д-Т,.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток купли-продажи".
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:
1) согласие обменивающихся сторон;
2) эквивалентную возмездность;
3) свободный выбор партнеров;
4) наличие конкуренции.
Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка, в числе которых:
1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок - производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);
2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;
3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;
4) обеспечение эквивалентности на основе общественного "эталона", способствующего соизмерению затрат и результатов;
5) демократизация хозяйственной деятельности. Функционирование рынка осуществляется посредством определенной структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка.
Основными элементами рынка являются товар, цена, спрос, предложение.
Товар - продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами.
Первое - потребительная стоимость, которая характеризует неповторимость товаров, создается конкретным трудом с определенными профессиональными качествами (пекаря, тракториста и др.), характеризуется полезными свойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими (хлеб, масло, сыр, самолет). Количественная определенность товаров связана с потребностью и ограниченностью ресурсов.
Какая-либо потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара, которые постепенно снижают полезность.
В 1854 году Герман Генрих Госсен сформулировал в этой связи:
1-й закон - величина данного желания непрерывно уменьшается, если мы продолжаем удовлетворять это желание без перерыва, до достижения полного насыщения. То есть все потребности имеют тенденцию к насыщению.
2-й закон - величина всякого отдельного желания в момент прекращения получаемого удовольствия должна быть одинаковой для всех желаний. То есть человек максимизирует полезность, выбирая между удовлетворением различных потребностей.
Потребительная стоимость (иначе полезность) является основой стоимости.
Стоимость - это второе свойство товара - создается абстрактным трудом, т.е. затратами энергии в физиологическом смысле. Затраты абстрактного труда делают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными.