Тема 4. Рынок и его структура
Рынок и его генезис. Подходы к трактованию рынка. Признаки рынка. Объекты и субъекты рынка. Основные элементы рынка. Законы рынка. Роль и функции рынка. Структура рынка. Формы рыночных связей. Типы рынков.
Рынок - механизм отношений между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг.
Рынок - это форма общения равноправных лиц, физических и юридических: производителей (собственников) и потребителей (пользователей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также посредников между ними. Результатом такого общения являются договора (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам. При этом происходит добровольное отчуждение полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.
|
|
Сделки могут быть двусторонними или многосторонними. В случае многосторонних сделок часто возникает проблема ответственности за принятые решения. Поэтому наиболее массовыми являются двусторонние сделки.
В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и общественная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.
Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встречаются отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
Начало рынку положил натуральный обмен - бартер. Бартер, в том числе и обмен услугами, широко практикуется и в развитых странах. При всех его недостатках по части соблюдения количественных пропорций обмена неоспоримое преимущество бартера для самих участников заключается в избежании налогов или хотя бы их части. В Японии широко применяется особая форма бартера: продажа готовой продукции поставщику сырья для ее производства. В отечественной хозяйственной практике нечто похожее именуется производством из давалъческого сырья. В России к 2000 г. по опросам предпринимателей доля бартера доходила до 40-50%.
|
|
Показатель доли результатов, продаваемых на сторону, а не используемых, далее в хозяйстве, где они были произведены, называется уровнем товарности. Этот показатель сохраняет значимость и в наше время. Чем меньше размеры хозяйства, тем выше уровень товарности, и наоборот. Тем не менее он практически никогда не достигает 100%. Та же закономерность прослеживается и на уровне страны: чем она больше, тем меньше уровень ее «товарности», измеряемой отношением внешнеторгового оборота к общему объему производства.