Формы рыночных связей

Экономическими субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

Структура рынка

В современной системе рынков достаточно четко выделяются следующие элементы или крупные отрасли рыночной деятельности:

• рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольст­венные блага, рынок жилья и т.д.);

• рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

• рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

• рынок труда (для работодателей и наемных работников);

• рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

• рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

• рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов,

приносящих доход);

• рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

• рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Существующие формы торговли можно классифицировать по способам связи между агентами рынка, по видам оплаты товаров, по объемам продаж.

1. По способам связи между агентами рынка различают следующие виды

торговли:

а) производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю;

б) производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Часто посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько

перекупщиков товара.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы

торговли:

а) бартерная торговля - безденежный обмен одного вида товаров на другие;

б) продажа благ за наличные деньги или с оплатой по чеку (так население

приобретает нужные вещи на потребительском рынке);

в) реализация продукции по безналичному расчету - оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца (данным способом чаще всего приобретаются средства производства);

г) продажа товара наложенным платежом - потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу;

д) реализация товаров в кредит - покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки (такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов);

е) предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли:

а) оптовая торговля - купля-продажа продукции в больших количествах; обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;

б) розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах (таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках).

Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). Важное значение имеет характер поведения и взаимодейст­вия этих агентов, что определяет разные типы рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: