Монопольная прибыль

Предприниматель получает монопольную прибыль, если является монополистом и может контролировать рынок, не допускать конкурентов или ограничивать производство продукции при повышении цены. Это на­глядно видно на рис. 2.36.

Рис. 2.36

Цена, которую фирма-монополист устанавливает на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса (а не высотой кривой предельного дохода в точке выпуска, дающего максимальную при­быль). На рис. 2.36-а, изображены линии общей выручки и общих затрат, на рис.2.36-б - линии спроса на продукцию фирмы-монополиста, кривые пре­дельной выручки, средних и предельных затрат. Монополист получает по­ложительную прибыть в интервале объемов выпуска Q1 и Q2, (линия об­щей выручки - выше линии общих затрат). Максимального значения (рав­ного длине отрезка АВ) прибыль достигает при объеме выпуска Q е когда кривые МR и МС пересекаются (в точке Е), но монополист при этом выпус­ке продает продукцию по цене Рк в точке К. Монопольное положение на рынке позволяет уменьшить объем производства и повысить цену. Заштри­хованный прямоугольник нарис.2.36 характеризует потенциально максималь­ную прибыль монополиста.

Основой монопольной прибыли является сокращение объема произ­водства, сверхконкурентные цены и перераспределение ресурсов. Причем в условиях несовершенной конкуренции может иметь место ограничение, предложения факторов. Доход, полученный в результате создания умыш­ленного искусственного дефицита факторов, также можно отнести к моно­польной прибыли.

Весьма сложна проблема получения монопольной прибыли в долго­временном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка •величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен. 'Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери, то в долгосрочном интервале фирма должна функционировать безубыточно. Она должна будет уйти с рынка, если в течение длительного времени не компенсирует средние издержки.

Долгосрочное равновесие достигается при условии выпуска продук­ции ниже (выше) минимума кривой долгосрочных средних издержек. Начи­ная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смеща­ясь вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса.

Потребитель, столкнувшись с повышением цены, уменьшает спрос до уровня кривой долгосрочного спроса, при более высоких ценах прибыль мо­нополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

В случае открытой монополии ситуация усложняется. Фирма не за­щищена от конкурентов подобно естественной монополии (преимущества­ми издержек) или закрытой монополии (законодательными, патентными и другими барьерами).

Она может использовать следующие стратегии извлечения монополь­ной прибыли.

1. Получить кратковременную максимальную прибыль, взвинтив цены, продавая товары до тех пор, пока не упадет спрос и надо будет снижать цены. Может замедлить процесс уменьшения прибыли, скользя вниз вдоль кривой спроса по мере того, как новые фирмы выходят на данный рынок с аналогичными товарами.

2. Примириться с возможным появлением конкурентов на данном рынке после вывода ею нового товара. В этом случае устанавливается высокая стартовая цена на новый товар и одновременно начинается разра­ботка нового товара, готового к выходу на рынок к моменту уменьшения чистой прибыли от прежнего товара. Здесь монопольная прибыль от завы­шенной цены является непосредственным двигателем инновационного про­цесса.

3. Сознательно установить умеренную цену, недостаточную для мак­симизации краткосрочной прибыли с целью ограничения появления потен­циальных конкурентов.

4. Принять меры для взлома закрытой монополии, сознательно идя на значительные затраты (они прибавляются к производственным издержкам при исчислении прибыли). Это обеспечивает чистую прибыль, превосходя­щую альтернативные издержки производства фирм-конкурентов. В эконо­мической теории некоторые экономисты называют этот вид монопольной прибыли рентой.

5. Использовать ценовую дискриминацию, т. е. установление разных цен на единицу одного и того же продукта, неоправданное никакими разли­чиями в издержках, основанное лишь на возможности разделения потенци­альных потребителей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса.

6. Производить монопольную прибыль вне монополии путем установ­ления низких цен на исходное сырье, а также организации производства в других странах с более низкой стоимостью рабочей силы.

Монополистическая конкуренция: характерные черты

Монополистическая конкуренция возникает там, где функциониру­ют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозмо­жен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции нельзя.

Монополистическая конкуренция развивается там, где существует дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкурен­ция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребле­ния. Типичный пример: конкуренция фирм «Кока-Кола» и «Пепси».

Диф­ференциация продуктов может основываться не только на различиях в ка­честве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его потреблением.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти фир­мы, которые производили бы всего один продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума про­дуктов и услуг. Большое значение приобретают не только цена, но и неце­новые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции часто нет высоких ба­рьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для этого. Ими могут быть патенты на продукцию, ли­цензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чис­той монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: